Интервью и выступления

Дисциплина и надзор. Интервью первого заместителя прокурора Тюменской области Руфата Биктимерова
  Текст

Дисциплина и надзор

Тюменская прокуратура обеспечивает эффективный контроль в уголовно-исполнительной системе

В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержатся граждане,  преступившие закон. Но их права тоже должны соблюдаться. Прокуратура контролирует соблюдение законов в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а также в  следственных изоляторах.

О работе областной прокуратуры по надзору за уголовно-исполнительной системой региона, случаях коррупции в ее рядах и условиях содержания осужденных рассказал первый заместитель прокурора Тюменской области  Руфат  Биктимеров.

-Руфат Мансурович, прокуратуре области поднадзорна  уголовно-исполнительная система региона. В чем заключается ее  работа в этом направлении?

Соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний рассматривается как одно из важных направлений  деятельности прокуратуры.  В мои полномочия в том числе входит качество и эффективность  прокурорского надзора  в уголовно-исполнительной системе. Отмечу, что прокуратура  работает в тесном  взаимодействии с региональными уполномоченными по правам человека, ребенка и общественной наблюдательной комиссией Тюменской области.  В ходе совместных  проверок мы выясняем условия содержания осужденных и общаемся с ними на личных приемах. К проверкам систематически привлекаем и специалистов контролирующих органов - Государственной инспекции труда в Тюменской области, территориальных Управлений Роспотребнадзора, Росздравнадзора,  МЧС.

-Как часто проводятся такие проверки? На что при этом обращаете внимание?

Проверки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах проводятся не реже одного раза в месяц и даже в нерабочее время: ночью, в праздники и выходные дни. Если поступают жалобы, мы опрашиваем заявителей, а при необходимости выезжаем в учреждения для объективного и всестороннего рассмотрения заявлений. Прокурор Тюменской области Владислав  Московских и я проводим ежеквартальные проверки.

Особое внимание уделяем законности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия к осужденным, находящимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, соблюдению режима содержания и отбывания наказания, требований материально-бытового, медико-санитарного обеспечения и порядка привлечения осужденных к труду.

Отмечу, что органы прокуратуры ежедневно мониторят сообщения в СМИ и в случае появления публикаций о нарушении прав заключенных, организуют проверки. При наличии оснований прокуратура принимает необходимые меры реагирования.

-Сколько в нашем регионе учреждений уголовно-исполнительной системы Тюменской области?

-В состав уголовно-исполнительной системы области входят три следственных изолятора, девять исправительных учреждений (в том числе женская колония, колония-поселение, воспитательная колония, лечебно-профилактическое и лечебно-исправительное учреждения).

За исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного, отвечают уголовно-исполнительные инспекции, а также исправительный центр в г. Ишиме, где исполняется наказание в виде принудительных работ.

-Сколько заключенных содержится в исправительных учреждениях? За какие преступления они отбывают наказание?

В исправительных учреждениях, следственных изоляторах и исправительном центре содержится около 7,5 тысяч заключенных, а почти 7 тысяч осужденных состоят на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.

Ежегодно в исправительных учреждениях сокращается количество заключенных, но на этом фоне становится больше осужденных, чье наказание не связано с лишением свободы. Это вызвано  широким применением судами наказаний, не связанных с реальным лишением свободы. Как правило, это условное осуждение, ограничение свободы, обязательные, исправительные и принудительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься деятельностью, штраф.

В подавляющем  большинстве заключенные отбывают наказания за  преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, убийствами и кражами. Если обратиться к статистике, то за наркопреступления отбывает наказание 1774 человека, за убийства -1362, за кражи -774, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 362, за изнасилование, насильственные действия сексуального характера - 269,  за грабежи- 226, за разбойные нападения – 224, 923 - осуждены за другие преступления.

-В прессе иногда встречаются сообщения о бездушном отношении персонала исправительных учреждений к осужденным. В каких условиях содержатся арестанты?

-Осужденные, а также граждане, находящиеся в следственных изоляторах УФСИН России по Тюменской области, содержатся в удовлетворительных материально-бытовых условиях и обеспечиваются в соответствии с требованиями закона. В СИЗО и колониях питание трехразовое, а в воспитательной колонии для несовершеннолетних – пятиразовое (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин). Осужденным предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания трое суток на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Подозреваемым и обвиняемым полагаются только краткосрочные свидания с родственниками или иными гражданами в присутствии администрации учреждения. Возможны длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), с другими родственниками, а с разрешения начальника учреждения - и с иными лицами.

Отмечу,  возможность трудиться есть не у всех осужденных. Уровень их занятости сейчас составляет чуть более 40 процентов от общего количества трудоспособных осужденных. И это проблема. В настоящее время она решается во взаимодействии с правительством Тюменской области. Постоянно действующая рабочая группа ищет возможности для создания новых рабочих мест в исправительных учреждениях для осужденных. С колониями заключаются договоры на выпуск и реализацию продукции, пользующейся спросом у населения. Не секрет, чем больше осужденных будет занято трудом, тем больше они смогут возместить ущерб, причиненный потерпевшим.

-В свое время в областной прокуратуре вы возглавляли отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Не исключено, что в стенах исправительных учреждений возможны коррупционные проявления. Можете привести  примеры?

-К сожалению, такие примеры есть. Это громкое дело бывшего начальника исправительной колонии №1 г. Тюмени Игоря Чурсина. Он с января 2016-го  по июнь 2019 года получил от осужденных и их знакомых взяток в виде денег и имущества на общую сумму более 11,8 млн. рублей. Так, один из бизнесменов, осужденных за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, через посредника передал ему более 2,7 млн. рублей за создание привилегированных условий отбывания наказания и за возможность торговли в колонии продуктами питания.

В августе 2020 года суд назначил Чурсину 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и штраф в 150 тысяч рублей в доход государства. Кроме того, он лишен права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органах РФ, связанных с осуществлением функций представителя власти, с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 7 лет. Суд постановил конфисковать в доход государства полученные в качестве взятки квартиру и машино-место.

Учитывая, что полученные в качестве взяток деньги были потрачены, суд постановил конфисковать взамен у Чурсина еще одно машино-место, нежилое помещение, три оптических прицела, два золотых украшения и 201,5 тысячи рублей. В октябре 2020 года по апелляционному представлению прокуратуры областной суд дополнительно лишил экс-начальника колонии специального звания – «полковника внутренней службы».

Есть и другой пример. Бывший младший инспектор группы надзора отдела безопасности исправительной колонии № 2. Он за взятки на общую сумму  217 тысяч рублей проносил в колонию для одного из осужденных сотовые телефоны и другие запрещенные предметы. Кроме того, он пытался доставить более 200 граммов наркотиков. В октябре суд назначил «оборотню» пять лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима и на три года лишил его права занимать должности в органах ФСИН России, связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно-распорядительных полномочий.

Важнейшей задачей надзорной деятельности органов прокуратуры и коллег из правоохранительных органов остается своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.

-Как вы считаете, изоляция от общества может исправить оступившегося человека или она выступает только мерой освобождения общества от злодея?

-Уголовно-исполнительное законодательство, безусловно, нацелено на исправление осужденных и профилактику новых преступлений. Однако некоторые граждане после освобождения вновь оступаются. Прокуратура области анализирует причины рецидива и вместе с правоохранителями и органами власти вырабатывает меры по снижению таких случаев.

В регионе действует Закон Тюменской области «О ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера», который направлен на содействие повышению занятости освободившихся из исправительных учреждений граждан и стимулирование их законопослушного поведения.

В завершение особо отмечу, что обстановка в исправительных учреждениях находится под контролем и предпосылок к ее дестабилизации не имеется.

Беседовал  Виталий Лазарев

Издание «Тюменская область сегодня» от 18 ноября 2020 года №212

Распечатать