Интервью и выступления

Руфат Биктимеров: «Люди стали больше доверять прокуратуре»
  Текст
  1 Изображения
   

Основная задача надзорных органов - оперативно, качественно разрешать проблемы граждан и принимать меры к полному восстановлению их нарушенных прав. Защищая законность, органы прокуратуры снискали к себе уважение и доверие людей, уже потерявших веру в справедливость. О защите прав граждан, обратной связи и скрытых нарушениях в интервью с первым заместителем прокурора Тюменской области Руфатом Биктимеровым.

-Руфат Мансурович, часто ли жители Тюменской области обращаются в прокуратуру?

-В прошлом году к нам поступило свыше 53 тысяч обращений, что говорит о неуклонном росте  доверия граждан к органам прокуратуры. Из них мы разрешили на месте более 32 тысяч.

-На что жалуются граждане?

- Поводом может послужить нарушение норм любой отрасли законодательства. Но большинство жалоб граждан на беззаконие в жилищно-коммунальном хозяйстве, на несоблюдение жилищных прав, трудового законодательства и нарушения в ходе исполнительного производства. Зачастую люди жалуются на нарушение закона при производстве следственных действий по уголовным делам.

Например, пострадавшая от мошенника жительница Тюмени несколько раз безрезультатно подавала заявление в полицию, чтобы возбудить в отношении него уголовное дело. Только обратившись в прокуратуру, женщине удалось восстановить справедливость. После мер прокурорского реагирования в полиции возбудили уголовное дело и организовали следственные действия.

-А сколько выявлено нарушений?

-В ходе проверок по жалобам граждан и организаций мы выявили свыше 7 тыс. 900 нарушений закона, внесли более 2 тыс. 900 представлений, направили в суды свыше 1 тыс. 500 исков, опротестовали 232 правовых акта и возбудили порядка 300 дел об административных правонарушениях.

Но, к сожалению, не во всех случаях мы удовлетворяем требования заявителей: не все их доводы находят объективное подтверждение, а иногда обращения требуют только разъяснений. Однако значительная часть жалоб является поводом к проведению результативных проверок и внесению актов прокурорского реагирования, направленных не только на устранение выявленных нарушений, но и на исключение причин и условий их возникновения. Только в истекшем году восстановлены права более чем 6 тыс. 800 заявителей.

-Можете привести какой-то пример?

-К руководству прокуратуры области на личном приеме обратился гражданин по поводу присвоения ему статуса члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны. В ходе проверки и направления ряда запросов выяснилось, что в 1941 году его отца мобилизовали и отправили на фронт, где он погиб в бою. На основании полученных архивных копий документов прокуратура обратилась в суд, который признал право гражданина на получение удостоверения «Член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны» и соответствующих льгот.

-Известны ли случаи, когда проверка по конкретному заявлению вскрывает более существенные нарушения?

-Да, безусловно. В прошлом году Тобольская межрайонная прокуратура по обращению работника одной из организаций выявила задолженность по заработной плате и перед другими сотрудниками на общую сумму свыше 2 млн рублей. В адрес руководителя организации межрайонная прокуратура внесла представление, а по материалам прокурорской проверки органы предварительного расследования возбудили уголовное дело в отношении директора предприятия по факту невыплаты заработной платы. В результате прокурорского вмешательства вся задолженность по зарплате была погашена.

-Как подать обращение в прокуратуру? Для этого требуются какие-либо специфические знания?

-Обращение в прокуратуру составляется в произвольной форме, но важно в нем полностью раскрыть суть вопроса. В случае недостатка сведений прокуроры по формальным основаниям не оставят жалобу без рассмотрения, а для качественной проверки уточнят информацию не только у заявителя, но и из других источников.

Подать обращение можно различными способами: передать на личном приеме, направить почтовой связью, сформировать на едином портале прокуратуры Российской Федерации либо воспользоваться порталом госуслуг. От трети до половины обращений поступает в органы прокуратуры в электронной форме.

-Все ли вопросы входят в компетенцию прокуратуры?

-Органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и не подменяют в своей работе иные государственные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод граждан.

Например, прокурор не вправе принять решение по сообщению о преступлении. Вопросы защиты прав потребителей подконтрольны Роспотребнадзору, а жилищного контроля (надзора) – Государственной жилищной инспекции. Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д.

Следует также иметь в виду, что решение, принятое прокурором или должностным лицом другого органа, не препятствует обращению гражданина в суд за защитой своих прав и свобод.

-Каков порядок и сроки рассмотрения жалобы?

Обращения регистрируются в органах прокуратуры в течение 3 дней. Общий срок, предусмотренный законом для разрешения обращения, не должен превышать 30 дней. В случаях, когда не требуется проведение проверки, разъяснительный ответ дается в 15-дневный срок. Существуют и другие усеченные сроки. Например, в порядке статьи 124 УПК РФ жалобы на процессуальные действия должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора и суда по общему правилу рассматриваются в течение 3 суток, однако этот срок может быть продлен до 10 суток. На рассмотрение обращений по вопросам мобилизации дается 3 дня.

-Проверяет ли прокуратура соблюдение этих требований в работе других ведомств?

Такие проверки проводятся систематически, и в случае выявления нарушений закона принимаются соответствующие меры реагирования. К примеру, в истекшем году за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан по постановлениям и представлениям прокуроров 35 должностных лиц привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ  в виде штрафа и 184 – к дисциплинарной. Нарушения в основном касались превышения установленных законом сроков разрешения жалоб, а также оставления без внимания отдельных доводов.

-На Ваш взгляд, полезна ли обратная связь с населением?

-Несомненно. Встречи с гражданами на личных приемах позволяют работникам и руководству прокуратуры в кратчайшие сроки установить конкретные проблемы, изучить документы, подтверждающие доводы заявителя, что напрямую влияет на эффективность и оперативность прокурорского реагирования. Это еще и возможность разъяснить гражданину определенные аспекты доступным языком, не перегруженным юридической терминологией.

Мы должны понимать, удовлетворяют ли граждан наши меры прокурорского реагирования. А для этого встречаемся с людьми на личных приемах, и из года в год растет количество принятых прокурорами заявителей. На сегодняшний день более 10 тыс. 700 человек побывало на приемах, из них более 4 тыс. принято руководством прокуратур.

Например, прокурор Тюменской области Владислав Московских провел встречу с населением в приемной Президента Российской Федерации. В одном из обращений гражданин заявил, что на отдельной улице села Червишево Тюменского района отсутствует уличное освещение. Оперативно организованная выездная проверка с привлечением работников ГИБДД подтвердила заявленное нарушение, и прокуратура внесла представление главе муниципального образования. В результате на улице появилось наружное освещение.

Для снижения социальной напряженности мы практикуем выезды на поднадзорные предприятия и учреждения, проводим личные приемы с выездом в территориальные прокуратуры.

Руководство прокуратуры области проводит совместные приемы, в том числе с Уполномоченными по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей в Тюменской области, руководителями региональных управлений Следственного комитета России, ФСИН России, руководителями иных правоохранительных и контролирующих органов, органов власти и местного самоуправления, общественными организациями.

-А что представляют собой тематические приемы?

-Прокуратура активно практикует различные виды и способы личного приема граждан. Один из них-тематический прием. Например,  посвященный определенной дате или событию. Так, в преддверии Международного дня защиты детей прокуратура  области совместно с региональным Уполномоченным по правам ребенка проводит тематический прием граждан по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Или, например, организуем личный прием представителей бизнес-сообщества, приуроченный к «Всероссийскому дню предпринимателей».

Вообще, прием членов предпринимательского сообщества мы осуществляем в ежемесячном режиме.

По аналогичной схеме проводятся совместные выездные приемы и граждан, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, по вопросам соблюдения прав заключенных.

-А как принимали граждан в условиях пандемии?

-В условиях распространения коронавирусной инфекции нам пришлось экстренно перестраивать работу. Для непрерывного приема граждан даже из отдаленных и труднодоступных районов, прокуратура Тюменской области активно задействовала потенциал специального программного обеспечения и общалась с людьми посредством собственного сайта, видеоконференцсвязи и сайта госуслуг. Также продолжали встречаться с ними и на личных приемах.

Для оперативного получения информации о нарушениях прав граждан мы задействуем все возможные механизмы. В частности, организуем работу «телефонов доверия» и  телефонных «горячих линий». Например, с началом отопительного сезона запускается телефонная линия для приема сообщений о перебоях подачи тепла. А кроме обращений граждан прокуратура реагирует и на критические публикации в средствах массовой информации.

-Влияет ли тематика жалоб на планирование работы прокуратуры?

Разумеется. На основании анализа жалоб и обращений, поступивших в органы прокуратуры, в том числе планируется наша работа на предстоящий период. Например, с учетом роста количества разрешенных обращений о нарушениях в сфере ЖКХ на первое полугодие текущего года запланировано проведение соответствующей проверки.

Жалобы служат основным индикатором тех проблем, которые сегодня волнуют людей. Обращение к прокурору – это серьезная крайняя мера, когда кажется, что исчерпаны все возможные способы защиты своих прав и законных интересов.

Вопросы задавал Виталий Лазарев

Издание "Тюменская область сегодня" от 09.02.2023 № 23

Распечатать