Прокурор разъясняет

  • 12 мая 2020, 10:03
Каков порядок использования лесов?
  Текст

В соответствии с принципом устойчивого управления лесами Лесной кодекс Российской Федерации регулирует использование, охрану лесов на плановой основе. Использование лесов основывается на деятельности по планированию в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) (ч. 1 ст. 85 ЛК РФ).

Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. В Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрена новая система документов по планированию различного уровня.

Основным документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Федерации.

Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации согласно ч. 2 ст. 86 ЛК РФ). В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ч. 1 ст. 86 ЛК РФ). К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения.

Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок подготовки такого плана утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2007 № 246 «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации». Согласно п. 9 указанного Положения лесной план составляется на 10 лет и включает в себя:

а) характеристику состояния лесов и их использования;

б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

Лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет. По истечении указанного срока органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 30 дней осуществляют доработку проекта лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц, и направляют его на заключение в Министерство природных ресурсов РФ. Министерство природных ресурсов РФ в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

При наличии положительного заключения Министерства природных ресурсов РФ проект лесного плана в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае отрицательного заключения Министерства природных ресурсов РФ орган государственной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект лесного плана и повторно представляет его в указанное министерство.

Планирование лесного хозяйства осуществляется с учетом лесорастительного районирования, которое заключается в определении лесорастительных зон в зависимости от природно-климатических условий, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (ст. 15 ЛК РФ). На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Часть 3 ст. 15 ЛК РФ гласит, что определение лесорастительных зон и лесных районов происходит в соответствии с научно обоснованной методологией, которую закрепляет в нормативном акте уполномоченный орган исполнительной власти.

Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами также устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.03.2007 № 68 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации» утвержден Перечень лесорастительных зон и лесных районов.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрен документ, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент (ч. 1 ст. 87 ЛК РФ). Он утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий и др. (ч. 3  ст. 87 ЛК РФ). В лесохозяйственном регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничения к использованию лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет и является обязательным для исполнения не только гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование и воспроизводство лесов в границах лесничества, но также и для органов государственной власти, местного самоуправления. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 19.04.2007 № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».

Согласно ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч. 1 ст. 12 ЛК РФ). Важно, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2 ст. 12 ЛК РФ). Кроме того, освоение лесов строится на основе комплексного подхода (ч. 5 ст. 12 ЛК РФ).

Освоение лесов основывается на подразделении лесов по целевому назначению, которое закреплено ст. 10 ЛК РФ. Согласно этой статье леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Данная классификация лесов основана «по принципу их целевого использования». Она согласуется с принципом сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (п. 2 ст. 1 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Законодательство об охране окружающей среды