Прокурор разъясняет

  • 26 мая 2020, 15:21
Кто является субъектом антикоррупционной экспертизы, могут ли участвовать в ее проведении институты гражданского общества и граждане Российской Федерации?
  Текст

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в качестве субъектов проведения антикоррупционной экспертизы являются органы прокуратуры Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы; органы, организации, их должностные лица, принявшие нормативный правовой акт; институты гражданского общества и граждане Российской Федерации.

Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Участие независимых экспертов в экспертизе направлено на превенцию принятия коррупциогенных нормативных правовых актов и привлечение широких слоев населения к реализации антикоррупционной политики.

Независимые эксперты, так же как и неаккредитованные институты гражданского общества, не ограничены в выборе предмета антикоррупционной экспертизы (за исключением нормативных правовых актов и их проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Неаккредитованные институты гражданского общества и граждане также могут участвовать в антикоррупционной экспертизе, если они не получили официального статуса независимых экспертов.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в систему государственных органов, относительно независимых от них и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы в условиях правового демократического государства. К ним, прежде всего, относятся общественные объединения, в том числе религиозные, и СМИ.

Институты гражданского общества и граждане относятся к субъектам, которые могут в инициативном порядке проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (их проектов).

Такое участие направлено на формирование в России гражданского общества и является одной из форм реализации гражданами конституционных прав, в частности закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на доступ к информации (ч. 2 ст. 24), на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Отличие статуса гражданского общества и граждан как субъектов антикоррупционной экспертизы от статуса независимых экспертов заключается в том, что заключения первых не должны в обязательном порядке рассматриваться разработчиками нормативных правовых актов, они также не имеют права на ответ на направленное по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы заключение.

Законодательство о противодействии коррупции