Прокурор разъясняет

  • 4 декабря 2017, 12:47
Особенности рассмотрения споров по требованиям о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия
  Текст

Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Москвитин Николай Николаевич

 

Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, регламентировано главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Безусловно, рассмотрение арбитражным судом дел такой категории проводится по общим правилам искового производства, но с особенностями, установленными в настоящей главе.

 

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, если полагают, что такие правовые акты, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

В случае нарушения публичных интересов в экономической сфере, в том числе неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, с аналогичным заявлением может обратиться прокурор, либо вступить в уже рассматриваемое арбитражным судом дело в целях обеспечения законности.

 

В ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный процессуальный срок для предъявления таких заявлений, который исчисляется со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Однако данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен судом, если пропущен по уважительной причине.

 

Согласно буквальному смыслу части четвертой статьи 198  АПК Российской Федерации для исчисления данного процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации  от 02.12.2013 № 1908-О).

 

Следует учесть, что пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 

Рассматривая дела указанной категории, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых актов, решений и действий (бездействия),  а также устанавливает, нарушаются ли их принятием или совершением права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания их соответствия закону возлагается на орган или лиц, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

 

В свою очередь, заявитель должен указать права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием) (п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК Российской Федерации).

 

Из комплексного анализа положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что требования о признании недействительными правовых актов, незаконными действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, могут быть удовлетворены при одновременном наличии двух условий: несоответствие таких актов, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

 

Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011                    № 651/11 арбитражный суд не вправе прекратить производство по делу о признании недействительным ненормативного правового акта на основании того, что истек срок его действия.

 

Конечно, процессуальное законодательство не исключает возможности оспаривания правовых актов за истечением сроков их действия, однако предъявив такое заявление, необходимо соответствующим образом обосновать возможность восстановления прав. В противном случае можно получить отрицательный результат.

 

По своей правовой природе дела об оспаривании в арбитражном суде ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, сходны со спорами, рассматриваемыми судами общей юрисдикции в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

В связи с этим, заявителю необходимо учитывать, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, в том числе, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности         (ч. 1 ст. 27 АПК Российской Федерации).

 

В ходе осуществления предпринимательской деятельности может возникнуть необходимость защиты нарушенных прав и законных интересов в порядке арбитражного судопроизводства, поэтому изучение положений процессуального законодательства и особенностей рассмотрения споров из публичных правоотношений позволит не только избежать возможных издержек, но и отчасти проверить уровень квалификации привлекаемого для такой работы юриста.