Прокурор разъясняет

  • 16 мая 2018, 15:57
Порядок обращения граждан с заявлениями в органы внутренних дел
  Текст

Разъясняет старший помощник прокурора Верхнеуральского района Бритова Татьяна Викторовна

 

 

В ходе осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов внутренних дел прокуратурой района выявляются нарушения порядка работы с обращениями граждан, в т.ч. такие существенные, как несвоевременная регистрация и укрытие от регистрации сообщений о преступлениях. В таких случаях прокуратура добивается привлечения виновных сотрудников полиции к дисциплинарной ответственности.

 

В соответствии с п.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности:

 

-принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

 

-выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

 

-осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

 

- передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя.

 

Граждане могут направлять (передавать) в полицию обращения посредством:

 

- операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел;

 

- информационно-телекоммуникационной системы Интернет;

 

- факсимильной связи;

 

- дежурной части территориального органа внутренних дел;

 

- почтового ящика, установленного в доступных для граждан местах в территориальных органах внутренних дел;

 

- на личном приеме.

 

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

 

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

 

Регистрация заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии — это присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера. Регистрация заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания. Если заявление о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии поступило в территориальный орган МВД России при личном обращении заявителя, то одновременно с их регистрацией в дежурной части территориального органа оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, регистрационный номер, подпись сотрудника, его принявшего, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление о преступлении, об административном правонарушении и происшествии, регистрационный номер, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления. Талоны-корешки остаются в дежурной части территориального органа. При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии не непосредственно от заявителя, а по почте, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии по телефону талон-уведомление не оформляется.

 

Заявитель несет уголовную или административную ответственность за заведомо ложное сообщение о преступлении, административном правонарушении.

 

Заявитель вправе приложить к заявлению о преступлении, об административном правонарушении либо о происшествии необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме. Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут. Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.

 

Все заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии подлежат обязательному рассмотрению в органах внутренних дел. Срок проверки сообщения о преступлениях определяется ст. 144 УПК РФ и составляет 3 суток. Сообщения об административных правонарушениях и о происшествиях рассматриваются в срок не более 30 суток.

 

По результатам рассмотрения заявления о преступлении органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа:

 

- о возбуждении уголовного дела;

 

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

 

- о передаче по подследственности или по подсудности в суд по делам частного обвинения.

 

По результатам рассмотрения заявления об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

 

- о возбуждении дела об административном правонарушении;

 

- о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

 

- о передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

 

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

 

- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;

 

- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;

 

- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;

 

- о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;

 

- о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

 

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

 

Действия (бездействие) сотрудников полиции, связанные с приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, возможно обжаловать руководителю территориального органа МВД, прокурору и в суд.