Прокурор разъясняет - Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
- 25 апреля 2019, 14:20
Разъясняет помощник прокурора г. Троицка Ильиных П.В.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы других граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона №196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (ч. 6 ст. 23 Закона №196-ФЗ).
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона №196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу статьи 23.1 Закона №196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. При этом перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, согласно которому к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F 10 - F 16, F 18, F 19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Синдром зависимости от алкоголя 1 стадии - психическое заболевание, которое является медицинским противопоказанием для осуществления им деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а именно управлением транспортными средствами, согласно перечня медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденных постановлением Правительства РФ №377 от 28.04.1993 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР №704 от 12.09.1988 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Из содержания данных норм следует, что больной наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом может быть снят с диспансерного учета только при соблюдении им определенных условий: выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что они не страдают алкогольной зависимостью, к административной ответственности ранее не привлекались, а автомобиль является единственным источником дохода в семье, с момента постановки на учет прошел длительный период, в связи с чем, истек срок давности - не является основанием для отказа прокурору в исковом заявлении, поскольку само по себе наличие заболевания, препятствует возможности управления транспортным средством.
Прокуратура Челябинской области
25 апреля 2019, 14:20
Прокурор вправе предъявить административное исковое заявление о лишении водительского удостоверения, лица, страдающего заболеваниями, которые препятствует возможности управления транспортным средством
Разъясняет помощник прокурора г. Троицка Ильиных П.В.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы других граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона №196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (ч. 6 ст. 23 Закона №196-ФЗ).
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона №196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу статьи 23.1 Закона №196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. При этом перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, согласно которому к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F 10 - F 16, F 18, F 19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Синдром зависимости от алкоголя 1 стадии - психическое заболевание, которое является медицинским противопоказанием для осуществления им деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а именно управлением транспортными средствами, согласно перечня медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденных постановлением Правительства РФ №377 от 28.04.1993 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР №704 от 12.09.1988 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Из содержания данных норм следует, что больной наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом может быть снят с диспансерного учета только при соблюдении им определенных условий: выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что они не страдают алкогольной зависимостью, к административной ответственности ранее не привлекались, а автомобиль является единственным источником дохода в семье, с момента постановки на учет прошел длительный период, в связи с чем, истек срок давности - не является основанием для отказа прокурору в исковом заявлении, поскольку само по себе наличие заболевания, препятствует возможности управления транспортным средством.
Все права защищены