Прокурор разъясняет - Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
- 31 мая 2021, 15:01
Разъясняет старший прокурор отдела отдел по надзору за процессуальной деятельностью ГУ МВД, ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области Мукаев Д.А.
Деятельность прокуроров по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в уголовном судопроизводстве регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.
Генеральным прокурором Российской Федерации отмечается, что динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. В то же время не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.
Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и члены органов управления юридических лиц, осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность. К членам органа управления коммерческой организации относятся, в частности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного общества), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).
Прокуроры в пределах установленных полномочий осуществляют надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, исходя из того, что процессуальная проверка должна проводиться уполномоченным должностным лицом, пресекая факты принятия органами дознания процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел по сообщениям о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов.
В обязательном порядке прокурорами изучаются материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовных дел, сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм ее осуществления, уделяется особое внимание. Мерами прокурорского реагирования должны пресекаться факты проведения проверок в отношении предпринимателей в отсутствие законных оснований, необоснованно длительного удержания изъятого имущества.
При выявлении фактов незаконного возбуждения дел прокуроры уполномочены не только отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, но при наличии достаточных данных, указывающих на преступность действий должностных лиц органа предварительного расследования инициировать процессуальную проверку в отношении последних.
Ходатайства органов предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, о производстве обыска и (или) выемки в жилище, производстве иных следственных действий, ограничивающих конституционные права, рассматриваются судом с участием, в том числе прокурора.
Уголовно-процессуальным законом установлено ограничение на возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. Так, при отсутствии исключительных обстоятельств (подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда) заключение под стражу не может быть применено по ряду преступлений экономической направленности. Например, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении злоупотребления полномочиями, совершенным членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, в том числе при нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, могут быть обжалованы прокурору участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в прокуратурах проводится прием граждан в течение всего рабочего дня. Кроме того, в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам первый вторник каждого месяца объявлен в органах прокуратуры Всероссийским днем приема предпринимателей.
Указанные полномочия прокуроров призваны обеспечить законность при проведении процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу, а также пресечение нарушения прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства.
Таким образом, законодательством прокуроры наделены существенным объемом полномочий, направленных на защиту прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства, которые активно применяются на практике.
Прокуратура Челябинской области
31 мая 2021, 15:01
Полномочия органов прокуратуры по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в уголовном судопроизводстве(Отдел по надзору за процессуальной деятельностью ГУ МВД, ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области)
Разъясняет старший прокурор отдела отдел по надзору за процессуальной деятельностью ГУ МВД, ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области Мукаев Д.А.
Деятельность прокуроров по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в уголовном судопроизводстве регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.
Генеральным прокурором Российской Федерации отмечается, что динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. В то же время не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.
Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и члены органов управления юридических лиц, осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность. К членам органа управления коммерческой организации относятся, в частности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного общества), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).
Прокуроры в пределах установленных полномочий осуществляют надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, исходя из того, что процессуальная проверка должна проводиться уполномоченным должностным лицом, пресекая факты принятия органами дознания процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел по сообщениям о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов.
В обязательном порядке прокурорами изучаются материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовных дел, сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм ее осуществления, уделяется особое внимание. Мерами прокурорского реагирования должны пресекаться факты проведения проверок в отношении предпринимателей в отсутствие законных оснований, необоснованно длительного удержания изъятого имущества.
При выявлении фактов незаконного возбуждения дел прокуроры уполномочены не только отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, но при наличии достаточных данных, указывающих на преступность действий должностных лиц органа предварительного расследования инициировать процессуальную проверку в отношении последних.
Ходатайства органов предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, о производстве обыска и (или) выемки в жилище, производстве иных следственных действий, ограничивающих конституционные права, рассматриваются судом с участием, в том числе прокурора.
Уголовно-процессуальным законом установлено ограничение на возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. Так, при отсутствии исключительных обстоятельств (подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда) заключение под стражу не может быть применено по ряду преступлений экономической направленности. Например, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении злоупотребления полномочиями, совершенным членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, в том числе при нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, могут быть обжалованы прокурору участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в прокуратурах проводится прием граждан в течение всего рабочего дня. Кроме того, в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам первый вторник каждого месяца объявлен в органах прокуратуры Всероссийским днем приема предпринимателей.
Указанные полномочия прокуроров призваны обеспечить законность при проведении процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу, а также пресечение нарушения прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства.
Таким образом, законодательством прокуроры наделены существенным объемом полномочий, направленных на защиту прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства, которые активно применяются на практике.
Все права защищены