Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 23 апреля 2015, 18:51
БРИФИНГ по теме «О состоянии прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства» (23.04.2015)
  Текст

Дата проведения:22 апреля 2015 года.

Время проведения:15.00-16.00

Руководитель брифинга:Козлова С.Н. – заместитель прокурора Забайкальского края.

Участники брифинга:Козлов С.А. – начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края;

                                      Софронова Е.В – прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края;

 

1.Органами прокуратуры Забайкальского края в 1 квартале 2015 года выявлено 967 нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, принесен 281 протест на противоречащие закону правовые акты, направлено 94  исковых заявления (заявления) в суд,  внесено 113 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено  56 виновных лиц,  по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 9  правонарушителей, направлено  для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ 3 материала в следственные органы, на основании которых   возбуждено 3 уголовных дел.

Основные проверки, проведенные органами прокуратуры Забайкальского края связаны с исполнением государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности установленных запретов, ограничений и обязанностей, принятием мер по профилактике коррупции на предприятиях и в организациях, обеспечением законности, при трудоустройстве лиц, замещавших должности  государственных и муниципальных служащих, а также правовой оценкой нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия коррупции, государственной гражданской и муниципальной службы.

  Так, в результате проведенной прокуратурой Забайкальского края проверки было установлено, что 2 государственных гражданских служащих Министерства внешнеэкономических связей и туризма не сообщили представителю нанимателя о полученном в 2013 году их супругами доходе от продажи, суммы дохода составили 350 тысяч и 1 млн. 600 тыс. рублей.

 Прокурором Читинского района выявлены факты непредставления сведений о доходах двумя муниципальными служащими  сельского проселения «Шишкинское». По данным фактам внесены представления.

Прокурорами Дульдургинского и Хилокского районов выявлены случаи нарушения ограничения при замещении муниципальной должности  главами муниципальных образований, имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Так, в отношении главы сельского поселения «Дульдурга» Злыгостева, главы муниципального района «Хилокский район» Коновалова судом постановлены обвинительные приговоры, в настоящее время судимости по которым не сняты и не погашены.

В этой связи прокурорами указанных районов вносились представления в Советы муниципальных образований о необходимости досрочного прекращения полномочий главы, однако представления прокуроров были отклонены, в этой связи прокуроры обратились  с аналогичными заявлениями в суд, в настоящее время заявления не рассмотрены.

Прокурором Центрального района г. Читы возбуждено  административное дело по ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «Медведь», директор которого неоднократно давал взятки сотруднику полиции за общее покровительство деятельности коммерческой организации. Мировым судом вынесено постановление о признании ООО «Медведь» виновным в совершении административного правонарушения, наказание назначено в виде штрафа в размере 7800 тыс. руб.

 

2.Органами прокуратуры Забайкальского края в 1 квартале 2015 года  проведена антикоррупционная экспертиза 2233  нормативных правовых актов (далее- НПА) органов государственной власти  и местного самоуправления, изучен 1761 проект НПА на наличие коррупциогенных факторов, выявлено 281  НПА и 181 проект НПА, содержащих коррупциогенные факторы.  В результате вмешательства органов прокуратуры на 31.03.2015 года из 100 НПА и 78 проектов НПА коррупциогенные факторы исключены. Всего в истекшем периоде 2015 года прокурорами в порядке ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» внесено 23 требования, принесено 250 протестов.

К основным коррупциогенным факторам, выявленным в НПА, относятся: принятие НПА  за пределами компетенции, широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, завышенные требования к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

 Например, прокурором Чернышевского и Краснокаменским межрайонным прокурором опротестованы муниципальные НПА, принятые с превышением компетенции и соответственно содержащие одноименный коррупциогенный фактор.  

Первым прокурором принесено 11 протестов на  постановления  администраций сельских поселений, которыми утверждены административные регламенты по проведению муниципального контроля  за сохранностью автомобильных дорог местного значения, указанные полномочия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»  предоставлены муниципальным районам.

Краснокаменским межрайонным прокурором опротестовано незаконное решение Совета СП «Богдановское», которым переданы  полномочия муниципальному образованию «Город Кранокаменск и Краснокаменский район» по распоряжению земельными участками, находящимися в границах сельского поселения, государственная собственность на которые не разграничена. По аналогичным доводам опротестовано еще 8 муниципальных НПА. Последствиями действия незаконных НПА могли стать нарушение прав и законных интересов граждан и организаций в сфере землепользования.

Борзинской межрайпрокуратурой опротестовано постановление администрации городского поселения «Шерловогорское» «О порядке предоставления субсидий из средств бюджета городского поселения «Шерловогорское» в целях реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства городского поселения «Шерловогорское» на 2014-2016 годы». Так, в указанном постановлении выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные п/п. «а» п. 4, п. «б» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.

В частности НПА закреплялось положение об истребовании не предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документов у заявителей: выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Внесенный протест находится на рассмотрении.

Прокурором Дульдургинского района внесено требование на решение Совета сельского поселения «Ара-Иля» «Об установлении предельных размеров  земельных участков, предоставляемых в собственность на территории сельского поселения «Ара-Иля». Решение  предусматривало возможность предоставления  гражданам максимального размера земельных участков  в собственность  и в аренду в исключительных случаях, при этом действующее законодательство не предусматривает таких исключительных случаев, т.о.  решение содержит коррупциогенный фактор,  предоставляет органу местного самоуправления широту дискреционных полномочий, возможность выборочного  изменения объема прав граждан. Требование удовлетворено.

Анализ внесенных актов прокурорского реагирования по  результатам проведенной антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры  края указывает, что наибольшее число НПА, содержащих коррупциогенные факторы, выявлено в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина-150 НПА (из 281)  или 53,4%. На втором месте НПА, регулирующие вопросы бюджетного законодательства -32 НПА или 11,%, государственной гражданской и муниципальной службы на третьем месте – 20 НПА (7%). В остальных сферах действующего законодательства коррупциогенные факторы встречаются в незначительном количестве.

Также проведенное проверки показали, что имеют место отдельные случаи игнорирования  требований Федерального закона  «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органами местного самоуправления.

Так, в администрации Карымского района не определены должностные лица, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы, из 96 принятых администрацией НПА ни один не прошел антикоррупционную экспертизу,   проекты НПА на наличие коррупциогенных факторов также не оцениваются. По данному факту прокуратурой района внесено представление (находится на рассмотрении).

3.Как сообщалось, коллегия прокуратуры Забайкальского края обсудила  эффективность принимаемых прокурорами  мер по защите имущественных прав граждан, организаций и государства в случае их нарушения в результате совершения коррупционных правонарушений.

Отмечается, что органы прокуратуры края тщательно проверили эффективность таких мер, принятых в 2013 – 2014 годах. Как правило, коррупционные нарушения имущественных прав граждан, организаций или государства допускаются в связи с незаконным использованием бюджетных средств при оплате штрафов чиновниками за счет средств возглавляемых учреждений и образований, бюджета, незаконного денежного премирования, начисления зарплаты своим родственникам, фиктивно трудоустроенным в вверенные учреждения. 

            Источниками таких нарушений, хоть и небольшими, являлись жалобы граждан (поступило 7 обращений, в том числе 2 - в 2013 г. и 5 - в 2014 г.) и одна публикация в СМИ. По результатам их проверки прокуратурой по ее материалам следствием возбуждено 2 уголовных дела. Например,  уголовное дело в отношении заместителя мэра г. Читы Шуляковского, начальника финансового отдела мэрии Охрименко и 3 предпринимателей, которые обвиняются во взяточничестве и причинении ущерба городскому бюджету на несколько миллионов руб. в результате злоупотреблений полномочиями по приобретению жилья для детей сирот.

            За анализируемый период прокурорами выявлено 64 нарушения федерального законодательства коррупционной направленности, вследствие которых причинен ущерб государству и муниципальным образованиям в сфере бюджетного законодательства, размещения государственных и муниципальных заказов, законодательства об использовании имущества. В результате прокурорского вмешательства возмещено 979, 4 тыс. руб.  (2013  - 241 тыс. руб., 2014 - 738, 3 тыс. руб.).

            По каждому факту выявления нарушений, причинивших ущерб собственникам всех уровней, прокурорами принимались меры к возмещению причиненного ущерба. Например, по иску прокурора Ингодинского района г. Читы судом взыскано с ООО «УНЦ ТЭС» сумма неосновательного обогащения от незаконного использования федерального имущества и процентов от его пользования в размере почти 39 тыс. руб. (судебное решение исполнено в добровольном порядке). По заявлению прокурора  в суд ООО «УНЦ ТЭС» освободило федеральное имущество из незаконного владения.