Прокурор разъясняет - Прокуратура Ярославской области
Прокурор разъясняет
- 25 февраля 2014, 14:37
-
Положениями указанного Федерального закона предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).
Предусмотрены, в частности:
права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;
порядок организации проведения специальной оценки условий труда;
перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;
порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.
Кальченко Сергей Александрович , прокурор Красноперекопского района • 25 февраля 2014
-
С 1 января 2014 года, согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, в связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 №421-ФЗ, №426-ФЗ, одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда является проведение специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Также данным Федеральным законом определены правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.
Согласно ч.1 ст.3 ФЗ от 28.12. 2013 №426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании п.1, ч.2 ст.4 ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Спецоценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест, включая те, аттестация которых ранее была необязательна.
В силу ч.4 ст.8 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
На основании ч. 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Порядок проведения специальной оценки условий труда во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.
При отсутствии вредных или опасных факторов соответствие рабочих мест госнормативам можно декларировать.
Еще одной новеллой стало введение возможности декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Речь идет о тех рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные факторы. Декларирование заменило сертификацию организации работы по охране труда, что существенным образом может снизить затраты работодателей.
Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда работодатели могут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Она будет действительна пять лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. Если же эти события произойдут, действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая спецоценка.
Наряду сЗакономN426-ФЗ, принят Федеральныйзаконот 28.12.2013 N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", содержащий ряд поправок к другим федеральным законам, в том числе кКодексуРФ об административных правонарушениях. Так, согласно данных поправок, если спецоценка не проведена или нарушены правила ее проведения, работодателю-организации грозит штраф на сумму от 60 до 80 тыс. руб., а индивидуальному предпринимателю - от 5 до 10 тыс. руб. Кроме того, административная ответственность установлена и для организаций, которые проводят спецоценку на основании гражданско-правового договора с работодателем. Штраф за нарушение порядка ее проведения для таких организаций может составить от 70 до 100 тыс. руб. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года.
Иванов Илья Викторович , Тутаевский межрайонный прокурор • 25 февраля 2014
-
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Одновременно вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Данная процедура является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет.
Если аттестация рабочих мест была проведена на предприятии до вступления в силу названного выше закона специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением следующих случаев:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора нарушениями требований настоящего Федерального закона;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, организации медицинских осмотров; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и иных целей.
Работники предприятий вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на их рабочих местах, получать от работодателя и экспертов разъяснения, обжаловать результаты оценки.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах.
Моисеев Николай Евгеньевич , прокурор Кировского района г. Ярославля • 24 февраля 2014
Прокуратура Ярославской области
25 февраля 2014, 14:37
Вступил в силу Федеральный закон РФ "О специальной оценке условий труда"
-
Положениями указанного Федерального закона предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).
Предусмотрены, в частности:
права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;
порядок организации проведения специальной оценки условий труда;
перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;
порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.
Кальченко Сергей Александрович , прокурор Красноперекопского района • 25 февраля 2014
-
С 1 января 2014 года, согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, в связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 №421-ФЗ, №426-ФЗ, одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда является проведение специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Также данным Федеральным законом определены правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.
Согласно ч.1 ст.3 ФЗ от 28.12. 2013 №426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании п.1, ч.2 ст.4 ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Спецоценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест, включая те, аттестация которых ранее была необязательна.
В силу ч.4 ст.8 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
На основании ч. 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Порядок проведения специальной оценки условий труда во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.
При отсутствии вредных или опасных факторов соответствие рабочих мест госнормативам можно декларировать.
Еще одной новеллой стало введение возможности декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Речь идет о тех рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные факторы. Декларирование заменило сертификацию организации работы по охране труда, что существенным образом может снизить затраты работодателей.
Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда работодатели могут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Она будет действительна пять лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. Если же эти события произойдут, действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая спецоценка.
Наряду сЗакономN426-ФЗ, принят Федеральныйзаконот 28.12.2013 N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", содержащий ряд поправок к другим федеральным законам, в том числе кКодексуРФ об административных правонарушениях. Так, согласно данных поправок, если спецоценка не проведена или нарушены правила ее проведения, работодателю-организации грозит штраф на сумму от 60 до 80 тыс. руб., а индивидуальному предпринимателю - от 5 до 10 тыс. руб. Кроме того, административная ответственность установлена и для организаций, которые проводят спецоценку на основании гражданско-правового договора с работодателем. Штраф за нарушение порядка ее проведения для таких организаций может составить от 70 до 100 тыс. руб. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года.
Иванов Илья Викторович , Тутаевский межрайонный прокурор • 25 февраля 2014
-
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Одновременно вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Данная процедура является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет.
Если аттестация рабочих мест была проведена на предприятии до вступления в силу названного выше закона специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением следующих случаев:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора нарушениями требований настоящего Федерального закона;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, организации медицинских осмотров; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и иных целей.
Работники предприятий вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на их рабочих местах, получать от работодателя и экспертов разъяснения, обжаловать результаты оценки.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах.
Моисеев Николай Евгеньевич , прокурор Кировского района г. Ярославля • 24 февраля 2014
Все права защищены