Прокурор разъясняет

  • 9 июня 2014, 16:25
О судебной практике по делам о расселении аварийных домов
  Текст

В последнее время граждане активно обращаются в органы прокуратуры и суды с просьбами дать оценку действий (бездействий) органов местного самоуправления при расселении домов признанных в установленном порядке ветхими и аварийными.

Изучение прокурорской и судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

Недавно Верховный суд Российской Федерации обобщил судебную практику по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Обзор утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

На примерах конкретных дел разъясняется, в частности следующее.

-суд не вправе признать жилое помещение непригодным для проживания, т.к. принятие соответствующего решения отнесено к исключительно компетенции межведомственной комиссии.

-решение межведомственной комиссии может быть оспорено в судебном порядке, в случае если им нарушены права граждан на расселение жилого дома, имеется угроза жизни и здоровья при проживании в нем;

-признав решение межведомственной комиссии незаконным, суд вправе

возложить на ее обязанность в определенный срок провести оценку соответствия жилого помещения установленным требованиям, не предрешая ее существа;

-если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, изымаемые жилые помещения из этого дома должны быть выкуплены у собственников;

-суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину другое благоустроенное жилье во внеочередном порядке, если жилье гражданина опасно для его жизни или здоровья из-за своего аварийного состояния или по другим причинам;

-жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья, должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилье.

Указанная практика Верховного суда Российской Федерации может быть использована гражданами для защиты своих прав в судебном порядке.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.