Материалы к 300-летию прокуратуры России - Прокуратура города Москвы
Материалы к 300-летию прокуратуры России
- 12 января 2022, 09:00
Гениальный прокурор города Москвы
(памяти прокурора города Москвы Михаила Григорьевича Малькова)
12 января 2022 года исполняется 300 лет со дня образования Петром I Прокуратуры России. Прокуратура Москвы как субъекта Российской Федерации была создана гораздо позже – 20 марта 1933 года. Наряду с трагическими событиями в ее развитии в конце 1930-х годов, было много военно-героических и трудовых подвигов ее сотрудников. Особое место среди них занимает деятельность Михаила Григорьевича Малькова, проработавшего прокурором Москвы 22 года.
Он возглавил прокуратуру города в 1961 году в очень сложный период ее развития. Городская и многие районные прокуратуры не имели нормальных служебных помещений и надлежащих условий для работы, размещаясь зачастую в различных, удаленных друг от друга зданиях, что снижало качество и эффективность работы, а также затрудняло управление коллективом.
Положение усугублялось чрезмерной нагрузкой на следственный аппарат. В системе Министерства внутренних дел СССР следственных подразделений еще не было, и предварительное следствие по всем категориям уголовных дел производилось только следователями прокуратуры. Поэтому в портфеле каждого следователя находилось ежемесячно до двадцати и более уголовных дел. Они зачастую вынуждены были работать практически сутками, в том числе в следственных изоляторах, захватывая и выходные дни. Все это отрицательно сказывалось на кадровой ситуации.
С созданием в 1963 году следственного аппарата в системе МВД СССР в прокуратуре Москвы был образован отдел по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел, а в штаты районных прокуратур введены должности заместителей и помощников прокурора по указанному виду надзора. Расширялась практика уголовного наказания за преступления с административной преюдицией: тунеядство, бродяжничество, нарушения правил паспортного режима и административного надзора. Повышались требования по борьбе с пьянством и алкоголизмом, обеспечению законности разрешения сообщений о преступлениях.
Михаил Григорьевич понимал, что успешный выход из складывающейся оперативной обстановки возможен только на основе создания такой системы работы с кадрами, которая обеспечивала бы самодостаточность прокуратуры Москвы в кадрах, способных успешно выполнять должностные обязанности на каждом структурном уровне - от следователя районной прокуратуры до заместителей прокурора города Москвы. Контроль за разработкой, реализацией и функционированием этой системы он оставил за собой, а повседневный мониторинг конкретных действий и мероприятий на этом участке был возложен на заместителя прокурора города – начальника отдела кадров.
Главное место в этой системе отводилось поиску и привлечению на работу в прокуратуру молодых людей, активных, способных и желающих связать свою судьбу с прокуратурой. Тогда и было принято решение о приеме на работу наиболее подготовленных студентов после 3-го курса юридических ВУЗов. Районные прокуроры подыскивали сотрудников в юридических службах предприятий и организаций города. Огромная поддержка оказывалась сотрудникам, совмещавшим работу с заочным юридическим обучением. Каждый из них после окончания института принимался на оперативную работу в прокуратуру и впоследствии успешно продвигался по службе.
Первостепенное внимание уделялось стажировке молодых специалистов. Именно на этой начальной трудовой стадии им прививались наши принципы и требования: честность, справедливость, строгое соблюдение закона, принципиальность и нетерпимость к его нарушителям. Для каждого из них выделялись наиболее опытные наставники, которые на конкретных делах и материалах обучали и воспитывали стажеров, привлекали их к проведению различных проверок и участию в судах, разъясняли им, как применять правовые акты, анализировать и оценивать имеющиеся материалы, грамотно составлять процессуальные и служебные документы.
Например, в криминалистическом кабинете прокуратуры города на основе материалов конкретного уголовного дела было реконструировано место бытового убийства, где стажеры не просто знакомились с каждым участком прокурорско-следственной работы, а под руководством наставников, проводили первичные следственные действия, составляли и оформляли соответствующие процессуальные документы. Результаты таких практических занятий подробно разбирались с участием опытных следователей и прокуроров-криминалистов.
Михаил Григорьевич требовал тщательной подготовки к проведению каждой проверки с тем, чтобы прокурор знал состояние законности на предприятии не хуже его руководителей, владел не только законами, но и подзаконными правовыми актами, действующими в этой сфере.
По инициативе Малькова и под его контролем была разработана и четко действовала система непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных кадров. Все прокурорские работники еженедельно знакомились с новыми правовыми актами, письмами и приказами вышестоящих прокуратур, докладывали о ходе текущих проверок и проблемных вопросах, требующих срочного решения. На постоянной основе в прокуратуре проводились занятия по всем направлениям прокурорско-следственной работы, для повышения уровня знаний к их проведению привлекались руководители научных юридических институтов, Московского городского суда, правоохранительных органов, а также видные экономисты, политики, деятели науки и культуры.
Особое внимание уделялось работе с кадровым резервом. Повышению профессионализма резервистов способствовало привлечение их в рабочую группу по подготовке годовых докладов, окончательный вариант которого Михаил Григорьевич редактировал лично в присутствии всей рабочей группы, показывая каждому участнику, что и как надо делать. Это была одна из форм индивидуальной работы с кадрами, многие из которых впоследствии вспоминали этот опыт гениального прокурора.
Не оставались без внимания и заместители прокурора города. Каждому из них давались персональные поручения: участвовать в заседаниях Президиума Московского городского суда, Правительства Москвы, в мероприятиях правоохранительных органов и партийных комитетов. Такие индивидуальные формы повышения квалификации расширяли профессиональный кругозор, познания и практические навыки в использовании организационных и управленческих подходов к оценке и решению общегородских, региональных проблем, помогали правильно выстраивать надзорно-правовые отношения с органами государственного управления и являлись важным этапом их дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.
Главными принципами кадровой политики Михаил Григорьевич считал воспитание и подготовку в своем коллективе каждого сотрудника до уровня, обеспечивающего успешное выполнение возложенных на прокуратуру задач. Такой подход обеспечивал надежную кадровую безопасность и самодостаточность, позволявшие назначать на руководящие должности только лиц, прошедших профессиональную закалку в органах прокуратуры Москвы.
Михаил Григорьевич был требовательным и внимательным руководителем, рассматривал каждое обращение прокуроров и следователей, как по производственным, так и по бытовым вопросам. За время его работы прокурором города все районные прокуратуры и подразделения аппарата были обеспечены современными служебными помещениями. Всем нуждающимся работникам районных и городской прокуратур своевременно улучшались жилищные условия, в каждом трудовом коллективе создавалась благоприятная обстановка для активной и результативной работы.
За время работы Малькова прокурором Москвы прокуратура города достигла наивысшего уровня своего развития. Она имела непререкаемый авторитет у москвичей и гостей столицы, а также у сотрудников правоохранительного блока, органов государственной власти и местного самоуправления. Произошла историческая переоценка деятельности прокуратуры в партийных и советских органах. Как известно, в конце 1930-х годов первые прокуроры Москвы Филиппов А.В.и Маслов К.И., а также ряд их подчиненных были незаконно репрессированы и расстреляны. Даже в начале 1960-х годов, следователи должны были получать письменное согласие секретаря райкома КПСС на арест коммуниста, совершившего тяжкое преступление.
Это свидетельствует о неком недоверии со стороны партийных органов, игравших в те времена руководящую и направляющую роль в управлении государством, прокуратуре, осуществлявшей высший надзор за исполнением советских законов. И только в эпоху Малькова, под его руководством, путем напряженной и целенаправленной работы по укреплению законности, активной защите интересов государства, прав и законных интересов граждан эта порочная, вредная позиция была сломана. Под влиянием аналитических информационных материалов столичного прокурора в практику работы отделов МГК КПСС, отдела административных органов ЦК КПСС постепенно вошло консультирование с прокуратурой Москвы, учет ее правового мнения при подготовке различных проектов постановлений и иных служебных документов, использование прокурорских информаций в партийной работе. Это был настоящий трудовой подвиг.
В начале 1980-х годов на основании аналитической записки Малькова М.Г. вопрос о нарушениях законности в сфере борьбы с преступностью был вынесен на рассмотрение бюро МГК КПСС. С учетом серьезной критики недостатков в работе органов милиции по предупреждению и раскрытию преступлений для их поддержки на заседание бюро прибыл сам министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков. Но после доклада Малькова у министра не нашлось аргументов в защиту нарушителей. Многие руководители парткома, Главка и районных управлений внутренних дел были привлечены к строгой партийной ответственности.
Гениальность Михаила Григорьевича Малькова подтверждена и всей практикой кадровой работы Московской городской прокуратуры. Когда в 1968 году в ходе административно-территориальной реформы в Москве вместо бывших 17 были образованы 30 районов, назначение всех новых районных прокуроров, их заместителей и другие кадровые перестановки прошли быстро и без каких- либо проблем. В 1983 году, уходя на заслуженную пенсию, он оставил после себя целую плеяду ответственных кадровых сотрудников, готовых для назначения на должность прокурора города Москвы: Сергей Андреевич Емельянов, Георгий Иванович Скаредов, Геннадий Семенович Пономарев, Юрий Юрьевич Семин. Каждый из них в свое время успешно проработал в этой должности и занял достойное место в галерее столичных прокуроров.
Опыт, накопленный органами прокуратуры Москвы под руководством Михаила Григорьевича Малькова, стал прочным фундаментом для последующих поколений сотрудников и возможным для его дальнейшего развития в современных условиях. Все сотрудники и ветераны органов московской городской прокуратуры вспоминают Михаила Григорьевича с искренней благодарностью и глубоким уважением.
Автор статьи - ветеран прокуратуры города Москвы, прокурор г. Москвы с 1984 по 1987 гг, государственный советник юстиции 3 класса Георгий Иванович Скаредов
Предлагаем Вашему вниманию статью ветерана прокуратуры г. Москвы Георгия Ивановича Скаредова, памяти прокурора города Москвы Михаила Григорьевича Малькова
Гениальный прокурор города Москвы
(памяти прокурора города Москвы Михаила Григорьевича Малькова)
12 января 2022 года исполняется 300 лет со дня образования Петром I Прокуратуры России. Прокуратура Москвы как субъекта Российской Федерации была создана гораздо позже – 20 марта 1933 года. Наряду с трагическими событиями в ее развитии в конце 1930-х годов, было много военно-героических и трудовых подвигов ее сотрудников. Особое место среди них занимает деятельность Михаила Григорьевича Малькова, проработавшего прокурором Москвы 22 года.
Он возглавил прокуратуру города в 1961 году в очень сложный период ее развития. Городская и многие районные прокуратуры не имели нормальных служебных помещений и надлежащих условий для работы, размещаясь зачастую в различных, удаленных друг от друга зданиях, что снижало качество и эффективность работы, а также затрудняло управление коллективом.
Положение усугублялось чрезмерной нагрузкой на следственный аппарат. В системе Министерства внутренних дел СССР следственных подразделений еще не было, и предварительное следствие по всем категориям уголовных дел производилось только следователями прокуратуры. Поэтому в портфеле каждого следователя находилось ежемесячно до двадцати и более уголовных дел. Они зачастую вынуждены были работать практически сутками, в том числе в следственных изоляторах, захватывая и выходные дни. Все это отрицательно сказывалось на кадровой ситуации.
С созданием в 1963 году следственного аппарата в системе МВД СССР в прокуратуре Москвы был образован отдел по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел, а в штаты районных прокуратур введены должности заместителей и помощников прокурора по указанному виду надзора. Расширялась практика уголовного наказания за преступления с административной преюдицией: тунеядство, бродяжничество, нарушения правил паспортного режима и административного надзора. Повышались требования по борьбе с пьянством и алкоголизмом, обеспечению законности разрешения сообщений о преступлениях.
Михаил Григорьевич понимал, что успешный выход из складывающейся оперативной обстановки возможен только на основе создания такой системы работы с кадрами, которая обеспечивала бы самодостаточность прокуратуры Москвы в кадрах, способных успешно выполнять должностные обязанности на каждом структурном уровне - от следователя районной прокуратуры до заместителей прокурора города Москвы. Контроль за разработкой, реализацией и функционированием этой системы он оставил за собой, а повседневный мониторинг конкретных действий и мероприятий на этом участке был возложен на заместителя прокурора города – начальника отдела кадров.
Главное место в этой системе отводилось поиску и привлечению на работу в прокуратуру молодых людей, активных, способных и желающих связать свою судьбу с прокуратурой. Тогда и было принято решение о приеме на работу наиболее подготовленных студентов после 3-го курса юридических ВУЗов. Районные прокуроры подыскивали сотрудников в юридических службах предприятий и организаций города. Огромная поддержка оказывалась сотрудникам, совмещавшим работу с заочным юридическим обучением. Каждый из них после окончания института принимался на оперативную работу в прокуратуру и впоследствии успешно продвигался по службе.
Первостепенное внимание уделялось стажировке молодых специалистов. Именно на этой начальной трудовой стадии им прививались наши принципы и требования: честность, справедливость, строгое соблюдение закона, принципиальность и нетерпимость к его нарушителям. Для каждого из них выделялись наиболее опытные наставники, которые на конкретных делах и материалах обучали и воспитывали стажеров, привлекали их к проведению различных проверок и участию в судах, разъясняли им, как применять правовые акты, анализировать и оценивать имеющиеся материалы, грамотно составлять процессуальные и служебные документы.
Например, в криминалистическом кабинете прокуратуры города на основе материалов конкретного уголовного дела было реконструировано место бытового убийства, где стажеры не просто знакомились с каждым участком прокурорско-следственной работы, а под руководством наставников, проводили первичные следственные действия, составляли и оформляли соответствующие процессуальные документы. Результаты таких практических занятий подробно разбирались с участием опытных следователей и прокуроров-криминалистов.
Михаил Григорьевич требовал тщательной подготовки к проведению каждой проверки с тем, чтобы прокурор знал состояние законности на предприятии не хуже его руководителей, владел не только законами, но и подзаконными правовыми актами, действующими в этой сфере.
По инициативе Малькова и под его контролем была разработана и четко действовала система непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных кадров. Все прокурорские работники еженедельно знакомились с новыми правовыми актами, письмами и приказами вышестоящих прокуратур, докладывали о ходе текущих проверок и проблемных вопросах, требующих срочного решения. На постоянной основе в прокуратуре проводились занятия по всем направлениям прокурорско-следственной работы, для повышения уровня знаний к их проведению привлекались руководители научных юридических институтов, Московского городского суда, правоохранительных органов, а также видные экономисты, политики, деятели науки и культуры.
Особое внимание уделялось работе с кадровым резервом. Повышению профессионализма резервистов способствовало привлечение их в рабочую группу по подготовке годовых докладов, окончательный вариант которого Михаил Григорьевич редактировал лично в присутствии всей рабочей группы, показывая каждому участнику, что и как надо делать. Это была одна из форм индивидуальной работы с кадрами, многие из которых впоследствии вспоминали этот опыт гениального прокурора.
Не оставались без внимания и заместители прокурора города. Каждому из них давались персональные поручения: участвовать в заседаниях Президиума Московского городского суда, Правительства Москвы, в мероприятиях правоохранительных органов и партийных комитетов. Такие индивидуальные формы повышения квалификации расширяли профессиональный кругозор, познания и практические навыки в использовании организационных и управленческих подходов к оценке и решению общегородских, региональных проблем, помогали правильно выстраивать надзорно-правовые отношения с органами государственного управления и являлись важным этапом их дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.
Главными принципами кадровой политики Михаил Григорьевич считал воспитание и подготовку в своем коллективе каждого сотрудника до уровня, обеспечивающего успешное выполнение возложенных на прокуратуру задач. Такой подход обеспечивал надежную кадровую безопасность и самодостаточность, позволявшие назначать на руководящие должности только лиц, прошедших профессиональную закалку в органах прокуратуры Москвы.
Михаил Григорьевич был требовательным и внимательным руководителем, рассматривал каждое обращение прокуроров и следователей, как по производственным, так и по бытовым вопросам. За время его работы прокурором города все районные прокуратуры и подразделения аппарата были обеспечены современными служебными помещениями. Всем нуждающимся работникам районных и городской прокуратур своевременно улучшались жилищные условия, в каждом трудовом коллективе создавалась благоприятная обстановка для активной и результативной работы.
За время работы Малькова прокурором Москвы прокуратура города достигла наивысшего уровня своего развития. Она имела непререкаемый авторитет у москвичей и гостей столицы, а также у сотрудников правоохранительного блока, органов государственной власти и местного самоуправления. Произошла историческая переоценка деятельности прокуратуры в партийных и советских органах. Как известно, в конце 1930-х годов первые прокуроры Москвы Филиппов А.В.и Маслов К.И., а также ряд их подчиненных были незаконно репрессированы и расстреляны. Даже в начале 1960-х годов, следователи должны были получать письменное согласие секретаря райкома КПСС на арест коммуниста, совершившего тяжкое преступление.
Это свидетельствует о неком недоверии со стороны партийных органов, игравших в те времена руководящую и направляющую роль в управлении государством, прокуратуре, осуществлявшей высший надзор за исполнением советских законов. И только в эпоху Малькова, под его руководством, путем напряженной и целенаправленной работы по укреплению законности, активной защите интересов государства, прав и законных интересов граждан эта порочная, вредная позиция была сломана. Под влиянием аналитических информационных материалов столичного прокурора в практику работы отделов МГК КПСС, отдела административных органов ЦК КПСС постепенно вошло консультирование с прокуратурой Москвы, учет ее правового мнения при подготовке различных проектов постановлений и иных служебных документов, использование прокурорских информаций в партийной работе. Это был настоящий трудовой подвиг.
В начале 1980-х годов на основании аналитической записки Малькова М.Г. вопрос о нарушениях законности в сфере борьбы с преступностью был вынесен на рассмотрение бюро МГК КПСС. С учетом серьезной критики недостатков в работе органов милиции по предупреждению и раскрытию преступлений для их поддержки на заседание бюро прибыл сам министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков. Но после доклада Малькова у министра не нашлось аргументов в защиту нарушителей. Многие руководители парткома, Главка и районных управлений внутренних дел были привлечены к строгой партийной ответственности.
Гениальность Михаила Григорьевича Малькова подтверждена и всей практикой кадровой работы Московской городской прокуратуры. Когда в 1968 году в ходе административно-территориальной реформы в Москве вместо бывших 17 были образованы 30 районов, назначение всех новых районных прокуроров, их заместителей и другие кадровые перестановки прошли быстро и без каких- либо проблем. В 1983 году, уходя на заслуженную пенсию, он оставил после себя целую плеяду ответственных кадровых сотрудников, готовых для назначения на должность прокурора города Москвы: Сергей Андреевич Емельянов, Георгий Иванович Скаредов, Геннадий Семенович Пономарев, Юрий Юрьевич Семин. Каждый из них в свое время успешно проработал в этой должности и занял достойное место в галерее столичных прокуроров.
Опыт, накопленный органами прокуратуры Москвы под руководством Михаила Григорьевича Малькова, стал прочным фундаментом для последующих поколений сотрудников и возможным для его дальнейшего развития в современных условиях. Все сотрудники и ветераны органов московской городской прокуратуры вспоминают Михаила Григорьевича с искренней благодарностью и глубоким уважением.
Автор статьи - ветеран прокуратуры города Москвы, прокурор г. Москвы с 1984 по 1987 гг, государственный советник юстиции 3 класса Георгий Иванович Скаредов
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 955-97-73
Телефон: +7 (495) 951-71-97