На страже закона - Прокуратура города Москвы
На страже закона
- 19 марта 2018, 12:10
«С самых первых дней своей деятельности прокуратура г. Москвы твердо и надежно защищала основы советского строя, охраняла права и законные интересы граждан, вносила большой вклад в развитие правового государства.
Не смотря на разгул в стране массовых репрессий, характерных для 30-х годов прошлого века, это направление деятельности прокуратуры приводили в жизнь прежде всего ее руководители. Прокуроры требовали от сотрудников правоохранительных органов не допускать обвинительного уклона, отказывали в аресте лиц, чья вина в совершении преступления не была доказана, настаивали на более активном и оперативном изобличении подозреваемых. Тогда у работников милиции был свой постулат – «сначала арестовать, а потом доказывать». Принципиальной профессиональной позиции прокурора стал придаваться контрреволюционный окрас. Так, первому прокурору г. Москвы Филиппову А.В. 23.06.1937 г. решением бюро Кировского РК ВКП(б) г. Москвы был объявлен строгий выговор с занесением в личное дело за потерю партийной бдительности, а после расследования уголовного дела 29.08.1938 г. он был расстрелян. Вслед за ним были репрессированы его заместители В.И. Кобленц, И.Н. Евзерихин, И.Л. Авербах.
Массовые незаконные жестокие репрессии руководителей породили недоверие партийной и государственной власти Москвы ко всем органам прокуратуры города, которое продолжалось и в сороковые и в пятидесятые годы. Даже в начале шестидесятых годов, когда я работал следователем прокуратуры Краснопресненского района, арест коммуниста, изобличенного в совершении преступления, должен был быть согласован с районным комитетом КПСС. Следователь прокуратуры лично докладывал материалы уголовного дела секретарю РК КПСС, получал его визу на копии постановления об аресте и только после этого обращался к прокурору. Если секретарь райкома не давал согласия на арест, преступнику избиралась другая мера пресечения.
В апреле 1961 года на должность прокурора города Москвы был назначен М.Г. Мальков, работавший до этого заведующим отделом Московского горкома КПСС. Под его руководством и вместе с ним я проработал двадцать два года от следователя до прокурора г. Москвы.
Одну из задач прокуратуры г. Москвы тогда мы видели в том, чтобы преодолеть недоверие власти, завоевать доверие москвичей, что можно было сделать только путем постоянного совершенствования организации работы прокуратуры, укрепления законности во всех сферах городского хозяйства и, прежде всего, в работе правоохранительных органов.
Это были годы бурного развития и совершенствования прокурорского надзора. В 1961 году был принят Закон об усилении борьбы с тунеядством, расширялась практика уголовного наказания за преступления. Повышались требования к борьбе с пьянством и алкоголизмом, обеспечению законности разрешения сообщений о преступлениях.
В те годы, улучшая методику проверок законности разрешения сообщений о преступлениях, мы максимально расширили перечень источников информации о них. Ими служили телефонограммы из медицинских учреждений о поступлении граждан с криминальными травмами, административные материалы о пьянстве, мелких хищениях и хулиганстве, оперативных проверок по делам о нераскрытых преступлениях, данные об утрате паспортом, железнодорожных грузов и багажа, многоэпизодные уголовные дела о кражах, грабежах и разбойных нападениях.
Методика таких проверок требовала от прокуроров выявления руководителей, потакающих нарушителям законности: утвердивших незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или списавших в наряд или в «дело» непроверенное заявление о преступлении. Прокуроры в своих представлениях обязаны были ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности конкретных руководителей районных управлений и отделов органов внутренних дел с указанием их фамилий. Этим лицам мерами внутреннего контроля предписывалось самим упреждать, выявлять и искоренять нарушения законности, не дожидаясь прокурорских проверок.
Реакция руководителей милицейских подразделений на такие требования была неоднозначной. В основном, они, конечно, соглашались с требованиями и в письменных ответах на представления прокурора обещали усиливать контроль, устранять и не допускать нарушения.
Но, находились и такие сотрудники милиции, которые перекладывали вину в своих нарушениях на прокуратуру и говорили: «У нас много нарушений законности потому, что прокуратура недостаточно за нами надзирает».
Прокурорский надзор за законностью в деятельности органов внутренних дел города заметно укрепился в семидесятые годы прошлого столетия. Количество восстановленных прокурорами ранее скрытых от учета преступлений из года в год возрастало и становилось массовым; многие уголовные дела скрытых ранее преступлений направлялись в суды и виновные в их совершении лица несли предусмотренное законом наказание. Выявлялись многочисленные факты коррупции, совершения сотрудниками милиции должностных и бытовых преступлений.
В конце 70-х годов по поручению М.Г. Малькова была подготовлена записка на имя первого секретаря МГК КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС В.В. Гришина о нарушениях законности в органах внутренних дел города. В ней системность нарушений законности на всех уровнях органов внутренних дел города подкреплена выверенными выводами, статистическими и фактическими данными на примерах конкретных управлений, отделов и отделений милиции и их руководителей. Были сформулированы и предложения прокуратуры как по наказанию конкретных руководителей районных управлений и городского главка, так и по более эффективной организации работы. Предложения, в основном, сводились к тому, чтобы вопросы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел города стали повседневной заботой каждого руководителя подразделения и каждого партийного комитета.
Резолюция В.В. Гришина на записке о подготовке этого вопроса на заседание бюро МГК КПСС в тот же день облетела всю вертикаль милицейской власти. На прокурорско-милицейском направлении повисла гнетущая тишина, которая с каждым днем обостряла ожидаемую реакцию партийной власти на вопиющие факты беззакония со стороны сотрудников милиции. За три дня до рассмотрения этого вопроса появилась информация о том, что на заседании бюро МГК КПСС приедет член Политбюро ЦК КПСС Министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков- видимо, для снятия остроты вопроса.
Н.А. Щелоков действительно принял участие в заседании бюро, но ослабить записку не удалось. Решением бюро МГК КПСС были привлечены к строгой партийной ответственности секретарь парткома ГУВД города, некоторые заместители начальника ГУВД, ряд начальников районных управлений внутренних дел. Всем секретарям партийных организаций подразделений милиции города было предписано обсудить это решение бюро МГК КПСС в своих коллективах.
Указанное решение бюро МГК КПСС подтвердило полное доверие партийной и государственной власти того времени к прокуратуре г. Москвы, имело огромное мобилизующее значение для всех работников прокуратуры города, ориентировало нас на дальнейшее совершенствование прокурорского надзора во всех его отраслях.
Прокурор города, его заместители и все сотрудники столичного ведомства регулярно бывали в трудовых коллективах, рассказывали о состоянии законности в столице, отвечали на вопросы рабочих и служащих, разъясняли действующее законодательство.
Прокуратура оправдала полное доверие москвичей, всегда оказывала им гарантированную законом правовую помощь и защиту.
Считаю, что в настоящее время прокуратура г. Москвы имеет огромный профессиональный потенциал для дальнейшего укрепления законности и может своим примером способствовать этому на всей территории нашей страны.
Сердечно поздравляю руководство, коллег и всех сотрудников органов прокуратуры г. Москвы с этой исторической датой, искренне желаю вам устойчивых успехов в вашем нелегком труде на благо города Москвы, ее жителей и во благо всей России. Никий поклон ветеранам прокуратуры с благодарностью за 85-летний опыт, переданных грядущим поколениям.
Вашему вниманию предлагается очерк об истории столичной прокуратуры и о работе в ведомстве Георгия Ивановича Скаредова, заслуженного юриста Российской Федерации, занимавшего должность прокурора г. Москвы с 1984 по 1996 годы.
«С самых первых дней своей деятельности прокуратура г. Москвы твердо и надежно защищала основы советского строя, охраняла права и законные интересы граждан, вносила большой вклад в развитие правового государства.
Не смотря на разгул в стране массовых репрессий, характерных для 30-х годов прошлого века, это направление деятельности прокуратуры приводили в жизнь прежде всего ее руководители. Прокуроры требовали от сотрудников правоохранительных органов не допускать обвинительного уклона, отказывали в аресте лиц, чья вина в совершении преступления не была доказана, настаивали на более активном и оперативном изобличении подозреваемых. Тогда у работников милиции был свой постулат – «сначала арестовать, а потом доказывать». Принципиальной профессиональной позиции прокурора стал придаваться контрреволюционный окрас. Так, первому прокурору г. Москвы Филиппову А.В. 23.06.1937 г. решением бюро Кировского РК ВКП(б) г. Москвы был объявлен строгий выговор с занесением в личное дело за потерю партийной бдительности, а после расследования уголовного дела 29.08.1938 г. он был расстрелян. Вслед за ним были репрессированы его заместители В.И. Кобленц, И.Н. Евзерихин, И.Л. Авербах.
Массовые незаконные жестокие репрессии руководителей породили недоверие партийной и государственной власти Москвы ко всем органам прокуратуры города, которое продолжалось и в сороковые и в пятидесятые годы. Даже в начале шестидесятых годов, когда я работал следователем прокуратуры Краснопресненского района, арест коммуниста, изобличенного в совершении преступления, должен был быть согласован с районным комитетом КПСС. Следователь прокуратуры лично докладывал материалы уголовного дела секретарю РК КПСС, получал его визу на копии постановления об аресте и только после этого обращался к прокурору. Если секретарь райкома не давал согласия на арест, преступнику избиралась другая мера пресечения.
В апреле 1961 года на должность прокурора города Москвы был назначен М.Г. Мальков, работавший до этого заведующим отделом Московского горкома КПСС. Под его руководством и вместе с ним я проработал двадцать два года от следователя до прокурора г. Москвы.
Одну из задач прокуратуры г. Москвы тогда мы видели в том, чтобы преодолеть недоверие власти, завоевать доверие москвичей, что можно было сделать только путем постоянного совершенствования организации работы прокуратуры, укрепления законности во всех сферах городского хозяйства и, прежде всего, в работе правоохранительных органов.
Это были годы бурного развития и совершенствования прокурорского надзора. В 1961 году был принят Закон об усилении борьбы с тунеядством, расширялась практика уголовного наказания за преступления. Повышались требования к борьбе с пьянством и алкоголизмом, обеспечению законности разрешения сообщений о преступлениях.
В те годы, улучшая методику проверок законности разрешения сообщений о преступлениях, мы максимально расширили перечень источников информации о них. Ими служили телефонограммы из медицинских учреждений о поступлении граждан с криминальными травмами, административные материалы о пьянстве, мелких хищениях и хулиганстве, оперативных проверок по делам о нераскрытых преступлениях, данные об утрате паспортом, железнодорожных грузов и багажа, многоэпизодные уголовные дела о кражах, грабежах и разбойных нападениях.
Методика таких проверок требовала от прокуроров выявления руководителей, потакающих нарушителям законности: утвердивших незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или списавших в наряд или в «дело» непроверенное заявление о преступлении. Прокуроры в своих представлениях обязаны были ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности конкретных руководителей районных управлений и отделов органов внутренних дел с указанием их фамилий. Этим лицам мерами внутреннего контроля предписывалось самим упреждать, выявлять и искоренять нарушения законности, не дожидаясь прокурорских проверок.
Реакция руководителей милицейских подразделений на такие требования была неоднозначной. В основном, они, конечно, соглашались с требованиями и в письменных ответах на представления прокурора обещали усиливать контроль, устранять и не допускать нарушения.
Но, находились и такие сотрудники милиции, которые перекладывали вину в своих нарушениях на прокуратуру и говорили: «У нас много нарушений законности потому, что прокуратура недостаточно за нами надзирает».
Прокурорский надзор за законностью в деятельности органов внутренних дел города заметно укрепился в семидесятые годы прошлого столетия. Количество восстановленных прокурорами ранее скрытых от учета преступлений из года в год возрастало и становилось массовым; многие уголовные дела скрытых ранее преступлений направлялись в суды и виновные в их совершении лица несли предусмотренное законом наказание. Выявлялись многочисленные факты коррупции, совершения сотрудниками милиции должностных и бытовых преступлений.
В конце 70-х годов по поручению М.Г. Малькова была подготовлена записка на имя первого секретаря МГК КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС В.В. Гришина о нарушениях законности в органах внутренних дел города. В ней системность нарушений законности на всех уровнях органов внутренних дел города подкреплена выверенными выводами, статистическими и фактическими данными на примерах конкретных управлений, отделов и отделений милиции и их руководителей. Были сформулированы и предложения прокуратуры как по наказанию конкретных руководителей районных управлений и городского главка, так и по более эффективной организации работы. Предложения, в основном, сводились к тому, чтобы вопросы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел города стали повседневной заботой каждого руководителя подразделения и каждого партийного комитета.
Резолюция В.В. Гришина на записке о подготовке этого вопроса на заседание бюро МГК КПСС в тот же день облетела всю вертикаль милицейской власти. На прокурорско-милицейском направлении повисла гнетущая тишина, которая с каждым днем обостряла ожидаемую реакцию партийной власти на вопиющие факты беззакония со стороны сотрудников милиции. За три дня до рассмотрения этого вопроса появилась информация о том, что на заседании бюро МГК КПСС приедет член Политбюро ЦК КПСС Министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков- видимо, для снятия остроты вопроса.
Н.А. Щелоков действительно принял участие в заседании бюро, но ослабить записку не удалось. Решением бюро МГК КПСС были привлечены к строгой партийной ответственности секретарь парткома ГУВД города, некоторые заместители начальника ГУВД, ряд начальников районных управлений внутренних дел. Всем секретарям партийных организаций подразделений милиции города было предписано обсудить это решение бюро МГК КПСС в своих коллективах.
Указанное решение бюро МГК КПСС подтвердило полное доверие партийной и государственной власти того времени к прокуратуре г. Москвы, имело огромное мобилизующее значение для всех работников прокуратуры города, ориентировало нас на дальнейшее совершенствование прокурорского надзора во всех его отраслях.
Прокурор города, его заместители и все сотрудники столичного ведомства регулярно бывали в трудовых коллективах, рассказывали о состоянии законности в столице, отвечали на вопросы рабочих и служащих, разъясняли действующее законодательство.
Прокуратура оправдала полное доверие москвичей, всегда оказывала им гарантированную законом правовую помощь и защиту.
Считаю, что в настоящее время прокуратура г. Москвы имеет огромный профессиональный потенциал для дальнейшего укрепления законности и может своим примером способствовать этому на всей территории нашей страны.
Сердечно поздравляю руководство, коллег и всех сотрудников органов прокуратуры г. Москвы с этой исторической датой, искренне желаю вам устойчивых успехов в вашем нелегком труде на благо города Москвы, ее жителей и во благо всей России. Никий поклон ветеранам прокуратуры с благодарностью за 85-летний опыт, переданных грядущим поколениям.
Все права защищены