Прокуроры об актуальном в законодательстве. - Прокуратура города Москвы
Прокуроры об актуальном в законодательстве
- 26 апреля 2016, 15:41
Разъясняет начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы Лариса Анатольевна Афанасьева
Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Как и иные правоотношения в этой области, правовым основанием выдачи лица являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам, либо конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений. Указанные международные правовые акты применяются в совокупности с нормами действующего на территории соответствующего государства национального законодательства.
Кроме того, в случае отсутствия соответствующего договора или конвенции, такие правоотношения между государствами могут осуществляться на основе принципа взаимности.
Основными международно-правовыми актами, регулирующими отношения в анализируемой сфере, являются:
- Европейская Конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года (далее – Европейская Конвенция);
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (по вопросам сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств) (далее – Минская Конвенция);
- иные двусторонние международные договоры.
Указанными международно-правовыми актами, а также уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации установлены ограничения по исполнению обязательств государств о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности, связанные, в том числе, с соблюдением конституционных и иных личных прав таких лиц.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 61 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
В соответствии с указанной нормой, в пункте 1 части 1 статьи 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) установлен запрет на выдачу граждан Российской Федерации для привлечения к уголовной ответственности иностранному государству.
Данное правило отражено также в Европейской и Минской Конвенциях и в иных международных договорах (договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 года; договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 года и др.).
Российская Федерация, гарантируя защиту прав и законных интересов лиц, преследуемых в иностранном государстве по политическим, религиозным, расовым, национальным мотивам, в связи с принадлежностью к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, вправе отказать запрашивающему государству в выдаче такого лица.
Правовой основой, регулирующей отношения в данной сфере, является Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» и смежное законодательство.
Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации установлено, что если в отношении указанного в запросе о выдаче лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу, выдача такого лица невозможна. Выдача невозможна также и в случае, если за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче.
Указанное основание отказа в выдаче основано на принципе справедливости, установленном в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Данный принцип нашел свое отражение и в международном законодательстве (статья 9 Европейской Конвенции; подп. «в» п. 1 ст. 57 Минской Конвенции).
Лицо также не подлежит выдаче иностранному государству, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное им деяние или по иному законному основанию (деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим).
Вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий к выдаче также является императивным основанием для отказа в выдаче лица (пункт 5 части 1 статьи 464 УПК РФ).
Обязуясь оказывать правовую помощь по уголовным делам в рамках международных договоров и соглашений (либо на основании принципа взаимности), Российская Федерация устанавливает запрет на выдачу лиц иностранным государствам для привлечения к уголовной ответственности за деяния, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не являются уголовно-наказуемыми.
Указанная норма коррелирует с принципом законности, установленным в статье 3 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому преступность деяния и его наказуемость определяются только данным Кодексом, а применение уголовного закона по аналогии не допускается.
В случае если лицо совершило преступление на территории Российской Федерации, против интересов Российской Федерации (в том числе и за пределами ее территории), его выдача иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности за такое деяние не допускается.
Ввиду невысокой общественной опасности, в связи с особым порядком возбуждения и расследования уголовных дел частного обвинения, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации также установлен запрет на выдачу лиц, разыскиваемых для привлечения к уголовной ответственности за такие деяния.
Генеральная прокуратура, как центральный орган, к компетенции которого относятся вопросы выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности (экстрадиции), в случае принятия решения об отказе в выдаче лица, уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.
Основания отказа в выдаче лица иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности
Разъясняет начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы Лариса Анатольевна Афанасьева
Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Как и иные правоотношения в этой области, правовым основанием выдачи лица являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам, либо конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений. Указанные международные правовые акты применяются в совокупности с нормами действующего на территории соответствующего государства национального законодательства.
Кроме того, в случае отсутствия соответствующего договора или конвенции, такие правоотношения между государствами могут осуществляться на основе принципа взаимности.
Основными международно-правовыми актами, регулирующими отношения в анализируемой сфере, являются:
- Европейская Конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года (далее – Европейская Конвенция);
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (по вопросам сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств) (далее – Минская Конвенция);
- иные двусторонние международные договоры.
Указанными международно-правовыми актами, а также уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации установлены ограничения по исполнению обязательств государств о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности, связанные, в том числе, с соблюдением конституционных и иных личных прав таких лиц.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 61 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
В соответствии с указанной нормой, в пункте 1 части 1 статьи 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) установлен запрет на выдачу граждан Российской Федерации для привлечения к уголовной ответственности иностранному государству.
Данное правило отражено также в Европейской и Минской Конвенциях и в иных международных договорах (договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 года; договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 года и др.).
Российская Федерация, гарантируя защиту прав и законных интересов лиц, преследуемых в иностранном государстве по политическим, религиозным, расовым, национальным мотивам, в связи с принадлежностью к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, вправе отказать запрашивающему государству в выдаче такого лица.
Правовой основой, регулирующей отношения в данной сфере, является Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» и смежное законодательство.
Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации установлено, что если в отношении указанного в запросе о выдаче лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу, выдача такого лица невозможна. Выдача невозможна также и в случае, если за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче.
Указанное основание отказа в выдаче основано на принципе справедливости, установленном в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Данный принцип нашел свое отражение и в международном законодательстве (статья 9 Европейской Конвенции; подп. «в» п. 1 ст. 57 Минской Конвенции).
Лицо также не подлежит выдаче иностранному государству, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное им деяние или по иному законному основанию (деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим).
Вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий к выдаче также является императивным основанием для отказа в выдаче лица (пункт 5 части 1 статьи 464 УПК РФ).
Обязуясь оказывать правовую помощь по уголовным делам в рамках международных договоров и соглашений (либо на основании принципа взаимности), Российская Федерация устанавливает запрет на выдачу лиц иностранным государствам для привлечения к уголовной ответственности за деяния, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не являются уголовно-наказуемыми.
Указанная норма коррелирует с принципом законности, установленным в статье 3 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому преступность деяния и его наказуемость определяются только данным Кодексом, а применение уголовного закона по аналогии не допускается.
В случае если лицо совершило преступление на территории Российской Федерации, против интересов Российской Федерации (в том числе и за пределами ее территории), его выдача иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности за такое деяние не допускается.
Ввиду невысокой общественной опасности, в связи с особым порядком возбуждения и расследования уголовных дел частного обвинения, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации также установлен запрет на выдачу лиц, разыскиваемых для привлечения к уголовной ответственности за такие деяния.
Генеральная прокуратура, как центральный орган, к компетенции которого относятся вопросы выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности (экстрадиции), в случае принятия решения об отказе в выдаче лица, уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.
Все права защищены