Защита предпринимателей - Прокуратура г. Санкт-Петербург
Защита предпринимателей
- 14 февраля 2025, 15:18
Законодательство о государственном контроле (надзоре) в конце 2024 года претерпело существенные изменения, связанные с проведением проверок контролирующими органами.
Одно из важных - отмена моратория в части проведения внеплановых проверок, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336.
Установлена новая периодичность плановых проверок в отношении объектов, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба). Этот порядок распространяется, в том числе, на профилактические визиты контролеров.
Периодичность плановых мероприятий, установлена следующая:
- не менее одной, но не более двух плановых проверок в год – для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
- одна плановая проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год – для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
- для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска периодичность проведения обязательных профилактических визитов (в том числе по отдельным видам контроля) определяется Правительством РФ.
Вместо плановой проверки контролеры теперь вправе провести обязательный профилактический визит.
Также в законе закреплены случаи, когда проведение таких визитов является обязательным, а именно:
-в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности;
-при наступлении события, указанного в программе проверок, которая утверждается для проведения конкретного вида проверки, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок;
-по поручению: Президента РФ; Председателя Правительства РФ или его заместителя; высшего должностного лица субъекта РФ;
-в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска.
Помимо этого, расширен перечень полномочий контролеров в период обязательного профилактического визита, предусмотрена возможность продления его срока при необходимости производства экспертиз.
Если выявленные нарушения в ходе визита не будут устранены, выдаются предписания.
В случае уклонения от обязательного профилактического визита закон предусматривает возможность органов контроля согласовать внеплановую проверку.
Помимо этого, перечень оснований для проведения внеплановой проверки дополнен новыми основаниями:
-выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения от них объекта контроля;
-наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности:
-
- без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, если представление такого уведомления является обязательным;
- без лицензии;
- без регистрации в системе маркировки ГИС МТ «Честный знак».
При отнесении контролируемого лица к категории риска будут учитываться также:
-отсутствие нарушений по результатам обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий в течение определенного периода времени;
-наличие определенного публичной оценкой уровня соблюдения обязательных требований, если такая оценка предусмотрена в рамках вида контроля.
В законе закреплено право на обжалование отнесения к определенной категории риска.
Контролируемое лицо может подать заявление об изменении категории риска деятельности или категории риска принадлежащих ему объектов контроля в т.ч. через Единый портал государственных и муниципальных услуг, которое подлежит рассмотрению в течение не более 5 рабочих дней.
Срок рассмотрения других жалоб на решения или действия (бездействие) контролирующего органа сокращен с 20 до 15 рабочих дней.
Кроме того, законом предусмотрена возможность выдачи предписания по результатам выявленных нарушений обязательных требований при проведении выездных обследований в случае указания такой возможности в федеральном законе или законе субъекта о виде контроля.
При проведении контрольной закупки с целью проверки соблюдения требований закона о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки и при выявлении нарушений, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной или выездной проверки, для чего не требуется решение о ее проведении и согласование с органами прокуратуры.
У инспектора органа контроля в обязательном порядке на документах о проведении проверки должен быть нанесен двухмерный штриховой код со ссылкой на страницу Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий с информацией о проводимой проверке.
В случае отсутствия штрихкода, либо его некорректного нанесения контролируемое лицо вправе отказать в доступе на объект контроля.
Еще одно из основных изменений в законе – возможность заключения с контролерами соглашений об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.
В соответствии с таким соглашением контролируемое лицо обязуется обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений в случае их наступления, последующий допуск должностных лиц контрольного органа на объект контроля в целях оценки соответствия. В этом случае действие предписания об устранении выявленных нарушений приостанавливается.
По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.
(Федеральный закон РФ от 28.12.2024 № 540-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28.12.2024 № 1955 от 28.12.2024)
Прокуратура Санкт-Петербурга
14 февраля 2025, 15:18
Изменения в законодательстве о государственном контроле
Законодательство о государственном контроле (надзоре) в конце 2024 года претерпело существенные изменения, связанные с проведением проверок контролирующими органами.
Одно из важных - отмена моратория в части проведения внеплановых проверок, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336.
Установлена новая периодичность плановых проверок в отношении объектов, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба). Этот порядок распространяется, в том числе, на профилактические визиты контролеров.
Периодичность плановых мероприятий, установлена следующая:
- не менее одной, но не более двух плановых проверок в год – для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
- одна плановая проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год – для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
- для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска периодичность проведения обязательных профилактических визитов (в том числе по отдельным видам контроля) определяется Правительством РФ.
Вместо плановой проверки контролеры теперь вправе провести обязательный профилактический визит.
Также в законе закреплены случаи, когда проведение таких визитов является обязательным, а именно:
-в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности;
-при наступлении события, указанного в программе проверок, которая утверждается для проведения конкретного вида проверки, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок;
-по поручению: Президента РФ; Председателя Правительства РФ или его заместителя; высшего должностного лица субъекта РФ;
-в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска.
Помимо этого, расширен перечень полномочий контролеров в период обязательного профилактического визита, предусмотрена возможность продления его срока при необходимости производства экспертиз.
Если выявленные нарушения в ходе визита не будут устранены, выдаются предписания.
В случае уклонения от обязательного профилактического визита закон предусматривает возможность органов контроля согласовать внеплановую проверку.
Помимо этого, перечень оснований для проведения внеплановой проверки дополнен новыми основаниями:
-выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения от них объекта контроля;
-наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности:
-
- без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, если представление такого уведомления является обязательным;
- без лицензии;
- без регистрации в системе маркировки ГИС МТ «Честный знак».
При отнесении контролируемого лица к категории риска будут учитываться также:
-отсутствие нарушений по результатам обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий в течение определенного периода времени;
-наличие определенного публичной оценкой уровня соблюдения обязательных требований, если такая оценка предусмотрена в рамках вида контроля.
В законе закреплено право на обжалование отнесения к определенной категории риска.
Контролируемое лицо может подать заявление об изменении категории риска деятельности или категории риска принадлежащих ему объектов контроля в т.ч. через Единый портал государственных и муниципальных услуг, которое подлежит рассмотрению в течение не более 5 рабочих дней.
Срок рассмотрения других жалоб на решения или действия (бездействие) контролирующего органа сокращен с 20 до 15 рабочих дней.
Кроме того, законом предусмотрена возможность выдачи предписания по результатам выявленных нарушений обязательных требований при проведении выездных обследований в случае указания такой возможности в федеральном законе или законе субъекта о виде контроля.
При проведении контрольной закупки с целью проверки соблюдения требований закона о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки и при выявлении нарушений, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной или выездной проверки, для чего не требуется решение о ее проведении и согласование с органами прокуратуры.
У инспектора органа контроля в обязательном порядке на документах о проведении проверки должен быть нанесен двухмерный штриховой код со ссылкой на страницу Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий с информацией о проводимой проверке.
В случае отсутствия штрихкода, либо его некорректного нанесения контролируемое лицо вправе отказать в доступе на объект контроля.
Еще одно из основных изменений в законе – возможность заключения с контролерами соглашений об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.
В соответствии с таким соглашением контролируемое лицо обязуется обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений в случае их наступления, последующий допуск должностных лиц контрольного органа на объект контроля в целях оценки соответствия. В этом случае действие предписания об устранении выявленных нарушений приостанавливается.
По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.
(Федеральный закон РФ от 28.12.2024 № 540-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28.12.2024 № 1955 от 28.12.2024)
Все права защищены
Телефон: +7(812) 318-25-67
190121, Санкт-Петербург, улица Почтамтская, дом 1
Телефон: +7(812) 315-48-53