Антикоррупционная экспертиза - Прокуратура Еврейской автономной области
Антикоррупционная экспертиза
- 15 октября 2021, 10:53
За 9 месяцев 2021 года органами прокуратуры Еврейской автономной области изучены на предмет наличия коррупциогенных факторов 4008 (4567) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований автономии и 4152 (4465) их проекта. Всего выявлен 61 (58) проект нормативного правового акта, содержащий 81 (73) коррупциогенный фактор. В 6 (11) нормативных правовых актах выявлено 15 (15) коррупциогенных факторов. Устранение данных дефектов в нормативных правовых актах осуществляется преимущественно на проектной стадии.
В 1 (2) нормативном правовом акте исполнительного органа власти области выявлено 6 (4) коррупциогенных факторов. В 11 (10) проектах нормативных правовых актов исполнительных органов власти ЕАО выявлено 19 (12) коррупциогенных факторов. В 4 (9) актах и 50 (48) проектах представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономии выявлено 4 (11) и 62 (61) коррупциогенных фактора.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов (и их проектов) прокурорами в адрес их разработчиков принесено 2 (9) протеста, внесено 4 (2) требования, направлено 61 (58) отрицательное заключение. Заявления в суды области не направлялись.
Результатом выполненной работы явилось исключение из 3 (13) нормативных правовых актов и 50 (58) их проектов 8 (18) и 64 (71) коррупциогенных факторов. В отношении остальных нормативных правовых актов и их проектов работа по приведению в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства находится в завершающей стадии.
Фактов отклонения требований прокуроров в отчетном периоде не имелось.
Структура выявляемости различных видов коррупциогенных факторов представлена 96 (88) дефектами правовых норм и выглядит следующим образом:
- широта дискреционных полномочий – 24 (7) фактора;
- определение компетенции по формуле «вправе» - 0 (4) факторов;
- выборочное изменение объема прав – 7 (11) факторов;
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – 0 (0) факторов;
- принятие нормативно-правового акта за пределами компетенции – 9 (18) факторов;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов – 0 (1) факторов;
- отсутствие или неполнота административных процедур – 29 (29) факторов;
- нормативные коллизии – 12 (11) факторов;
- отказ от конкурсных процедур – 1 (0) фактор;
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 4 (4) фактора;
- злоупотребление правом заявителя – 5 (1) факторов;
- юридико-лингвистическая неопределенность – 5 (2) факторов.
Так, прокуратурой Ленинского района 12.02.2021 направлено отрицательное заключение на проект нормативного правового акта, которым утверждается план противопожарных мероприятий муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района на 2021 год ввиду отсутствия и неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
В п. 417 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что перечень населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Во исполнение указанного выше пункта Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2021 № 55-рг «Об утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области на период пожароопасного сезона 2021 года» закреплено, что среднестатистический срок противопожарного сезона на территории ЕАО с 10 апреля по 15 ноября.
В тоже время в Проекте разработка муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности предусмотрена до ноября текущего года.
Таким образом, нормативный правовой акт в случае его принятия на основе данного Проекта, был бы принят в нарушение Распоряжения губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2021 № 55-рг «Об утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области на период пожароопасного сезона 2021 года» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 и в предлагаемом виде не достигал бы заявленных целей правового регулирования
Одновременно предложенное в Проекте правовое регулирование содержало широту дискреционных полномочий, т.е. коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
Прокуратурой города Биробиджана в проекте постановления мэрии города «Об утверждении Порядка аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, включенных в муниципальную программу Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в 2018-2024 годах» выявлены коррупциогенные факторы.
Так, постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено предоставление из федерального бюджета субсидий в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий.
В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и вышеуказанного постановления Правительства РФ постановлением правительства ЕАО от 18.10.2017 № 433-пп утверждена государственная программа Еврейской автономной области «Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области» на 2018 - 2024 годы», которой установлены Правила предоставления субсидии из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований области, в том числе территорий муниципальных образований области соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее – Правила).
Согласно пункту 8 Правил субсидии местным бюджетам предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований условия обеспечения финансового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий в размере не менее пяти процентов от стоимости мероприятий.
Вместе с тем, согласно п.п. 1.3.2 и 2.1 проекта финансовое участие заинтересованных лиц при выполнении работ по минимальному перечню не предусмотрено.
Под заинтересованными лицами в государственной программе Еврейской автономной области «Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области» на 2018 - 2024 годы», утвержденной постановлением правительства ЕАО от 18.10.2017 № 433-пп, определены собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.
Проектом предусматривается, что заключение соглашения об аккумулировании и расходовании средств заключается с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Тогда как, согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ деятельности по управлению многоквартирным домом осуществляется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;
б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией;
в) управляющими организациями.
Кроме того, проектом устанавливается макет соглашения, содержащий лишь структуру соглашения, без указания содержания конкретных положений, либо требований к ним.
Таким образом, положения проекта характеризовались наличием коррупциогенных факторов, предусмотренных пп. «в» п. 3 и пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права и выборочное изменение объема прав.
В связи с этим в мэрию города направлено отрицательное заключение, которое учтено при принятии нормативного правового акта.
В проекте приказа департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства области «О внесении изменений в приказ управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области от 06.11.2012 № 44 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управления архитектуры и строительства Еврейской автономной области, за исключением должностей государственной гражданской службы Еврейской автономной области, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется губернатором Еврейской автономной области, урегулированию конфликта интересов» выявлена правовая неопределенность, т.е. отсутствие и неполнота административных процедур, отсутствие порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «ж» п. 3 Методики. Суть правового дефекта заключалась в отсутствие в правовом регулировании рассматриваемого проекта Приказа норм об издании в конкретном случае распорядительного документа, который будет определять состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих департамента и урегулированию конфликта интересов либо образование её с определением персонифицированного состава членов комиссии.
23.08.2021 на указанный проект прокурором области направлено отрицательное заключение, которое рассмотрено. Коррупциогенный фактор исключен при принятии нормативного правового акта.
Работа по исключению коррупциогенных дефектов из нормативных правовых актов и их проектов будет продолжена органами прокуратуры области.
Прокуратура Еврейской автономной области
15 октября 2021, 10:53
Результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за 9 месяцев 2021 года
За 9 месяцев 2021 года органами прокуратуры Еврейской автономной области изучены на предмет наличия коррупциогенных факторов 4008 (4567) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований автономии и 4152 (4465) их проекта. Всего выявлен 61 (58) проект нормативного правового акта, содержащий 81 (73) коррупциогенный фактор. В 6 (11) нормативных правовых актах выявлено 15 (15) коррупциогенных факторов. Устранение данных дефектов в нормативных правовых актах осуществляется преимущественно на проектной стадии.
В 1 (2) нормативном правовом акте исполнительного органа власти области выявлено 6 (4) коррупциогенных факторов. В 11 (10) проектах нормативных правовых актов исполнительных органов власти ЕАО выявлено 19 (12) коррупциогенных факторов. В 4 (9) актах и 50 (48) проектах представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономии выявлено 4 (11) и 62 (61) коррупциогенных фактора.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов (и их проектов) прокурорами в адрес их разработчиков принесено 2 (9) протеста, внесено 4 (2) требования, направлено 61 (58) отрицательное заключение. Заявления в суды области не направлялись.
Результатом выполненной работы явилось исключение из 3 (13) нормативных правовых актов и 50 (58) их проектов 8 (18) и 64 (71) коррупциогенных факторов. В отношении остальных нормативных правовых актов и их проектов работа по приведению в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства находится в завершающей стадии.
Фактов отклонения требований прокуроров в отчетном периоде не имелось.
Структура выявляемости различных видов коррупциогенных факторов представлена 96 (88) дефектами правовых норм и выглядит следующим образом:
- широта дискреционных полномочий – 24 (7) фактора;
- определение компетенции по формуле «вправе» - 0 (4) факторов;
- выборочное изменение объема прав – 7 (11) факторов;
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – 0 (0) факторов;
- принятие нормативно-правового акта за пределами компетенции – 9 (18) факторов;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов – 0 (1) факторов;
- отсутствие или неполнота административных процедур – 29 (29) факторов;
- нормативные коллизии – 12 (11) факторов;
- отказ от конкурсных процедур – 1 (0) фактор;
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 4 (4) фактора;
- злоупотребление правом заявителя – 5 (1) факторов;
- юридико-лингвистическая неопределенность – 5 (2) факторов.
Так, прокуратурой Ленинского района 12.02.2021 направлено отрицательное заключение на проект нормативного правового акта, которым утверждается план противопожарных мероприятий муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района на 2021 год ввиду отсутствия и неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
В п. 417 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что перечень населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Во исполнение указанного выше пункта Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2021 № 55-рг «Об утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области на период пожароопасного сезона 2021 года» закреплено, что среднестатистический срок противопожарного сезона на территории ЕАО с 10 апреля по 15 ноября.
В тоже время в Проекте разработка муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности предусмотрена до ноября текущего года.
Таким образом, нормативный правовой акт в случае его принятия на основе данного Проекта, был бы принят в нарушение Распоряжения губернатора Еврейской автономной области от 25.02.2021 № 55-рг «Об утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области на период пожароопасного сезона 2021 года» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 и в предлагаемом виде не достигал бы заявленных целей правового регулирования
Одновременно предложенное в Проекте правовое регулирование содержало широту дискреционных полномочий, т.е. коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
Прокуратурой города Биробиджана в проекте постановления мэрии города «Об утверждении Порядка аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, включенных в муниципальную программу Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в 2018-2024 годах» выявлены коррупциогенные факторы.
Так, постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено предоставление из федерального бюджета субсидий в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий.
В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и вышеуказанного постановления Правительства РФ постановлением правительства ЕАО от 18.10.2017 № 433-пп утверждена государственная программа Еврейской автономной области «Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области» на 2018 - 2024 годы», которой установлены Правила предоставления субсидии из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований области, в том числе территорий муниципальных образований области соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее – Правила).
Согласно пункту 8 Правил субсидии местным бюджетам предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований условия обеспечения финансового участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий в размере не менее пяти процентов от стоимости мероприятий.
Вместе с тем, согласно п.п. 1.3.2 и 2.1 проекта финансовое участие заинтересованных лиц при выполнении работ по минимальному перечню не предусмотрено.
Под заинтересованными лицами в государственной программе Еврейской автономной области «Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области» на 2018 - 2024 годы», утвержденной постановлением правительства ЕАО от 18.10.2017 № 433-пп, определены собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.
Проектом предусматривается, что заключение соглашения об аккумулировании и расходовании средств заключается с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Тогда как, согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ деятельности по управлению многоквартирным домом осуществляется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;
б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией;
в) управляющими организациями.
Кроме того, проектом устанавливается макет соглашения, содержащий лишь структуру соглашения, без указания содержания конкретных положений, либо требований к ним.
Таким образом, положения проекта характеризовались наличием коррупциогенных факторов, предусмотренных пп. «в» п. 3 и пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права и выборочное изменение объема прав.
В связи с этим в мэрию города направлено отрицательное заключение, которое учтено при принятии нормативного правового акта.
В проекте приказа департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства области «О внесении изменений в приказ управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области от 06.11.2012 № 44 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управления архитектуры и строительства Еврейской автономной области, за исключением должностей государственной гражданской службы Еврейской автономной области, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется губернатором Еврейской автономной области, урегулированию конфликта интересов» выявлена правовая неопределенность, т.е. отсутствие и неполнота административных процедур, отсутствие порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «ж» п. 3 Методики. Суть правового дефекта заключалась в отсутствие в правовом регулировании рассматриваемого проекта Приказа норм об издании в конкретном случае распорядительного документа, который будет определять состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих департамента и урегулированию конфликта интересов либо образование её с определением персонифицированного состава членов комиссии.
23.08.2021 на указанный проект прокурором области направлено отрицательное заключение, которое рассмотрено. Коррупциогенный фактор исключен при принятии нормативного правового акта.
Работа по исключению коррупциогенных дефектов из нормативных правовых актов и их проектов будет продолжена органами прокуратуры области.
Все права защищены