Прокурор разъясняет

  • 15 июня 2017, 00:11
Выплата не является санкцией и не ограничивает право заказчика на односторонний отказ
  Текст

Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 05.05.3017 по делу № А56-5652/2016 пришел к выводу, что в договор оказания услуг можно включить плату за односторонний отказ от него.

В обоснование суд сослался на постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».

В частности, в постановлении Пленума указано, что положения ст. 782 ГК РФ, дающие каждой из сторон договора возмездного оказания услуг право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора и предусматривающие неравное распределение между сторонами неблагоприятных последствий прекращения договора, не исключают возможность согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от договора (например, полное возмещение убытков при отказе от договора как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика) либо установления соглашением сторон порядка осуществления права на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг (в частности, односторонний отказ стороны от договора, исполнение которого связано с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности, может быть обусловлен необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне).

Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 54 указал, что предусмотренное диспозитивной нормой или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства (пункт 3 статьи 310 ГК РФ).

Если право на односторонний отказ от исполнения обязательства или на одностороннее изменение условий обязательства установлено императивной нормой, например абзацем вторым пункта 2 статьи 610 ГК РФ, то включение в договор условия о выплате денежной суммы в случае осуществления стороной этого права не допускается (пункт 1 статьи 422 ГК РФ). Такое условие договора является ничтожным, поскольку оно противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства (пункт 2 статьи 168 и статья 180 ГК РФ).

Разъяснения пункта 15 Постановления N 54 к рассматриваемому спору не могут быть применены. В качестве примера императивной нормы приведены положения договора аренды, заключенного на неопределенный срок. Включение в такой договор условия о выплате денежной суммы в случае осуществления стороной права на односторонний отказ от исполнения обязательства будет противоречить существу законодательного регулирования прекращения арендных обязательств с неопределенным сроком и потому является недопустимым. В то же время положения статьи 782 ГК РФ о праве сторон договора возмездного оказания услуг на немотивированный отказ от договора Постановлением N 16 прямо отнесены к норме диспозитивной.

Согласно материалам дела стороны Договора предусмотрели условие о выплате определенной денежной суммы, размер которой зависит от срока отказа заказчика от услуг исполнителя.

Таким образом, сторонами добровольно определен порядок расторжения Договора, которым предусмотрено особое условие для досрочного немотивированного отказа от него заказчика, при этом для получения выплаты исполнитель не обязан в рассматриваемом случае доказывать свои имущественные потери.

Такая выплата ошибочно квалифицирована судом первой инстанции в качестве санкции за односторонний отказ от Договора.

При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене в части отказа в удовлетворении иска.

Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению