Прокурор разъясняет

  • 3 ноября 2015, 09:34
Привлечение к административной ответственности арбитражных управляющих
  Текст

03 Ноя 2015, 09:34

В каждой из процедур банкротства, кроме мирового соглашения, у арбитражного управляющего есть специальное наименование. В наблюдении – это временный управляющий, в финансовом оздоровлении – административный управляющий, а во внешнем управлении и конкурсном производстве – соответственно внешний или конкурсный управляющий. В ходе каждой процедуры банкротства для него определены функции, права и обязанности.
Основные обязанности арбитражного управляющего указаны в ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) и детализированы применительно к отдельным процедурам банкротства (ст. 67, п. 3 ст. 83, п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 129 и др. Закона).
Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности, является основанием для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, квалифицируемой по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
1. Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Субъектом, осуществляющим на стадии наблюдения контроль за действиями руководителя должника и другие функции, направленные на восстановление платежеспособности должника, является временный управляющий.
В соответствии со ст. 67 Закона № 127-ФЗ временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.  
Неисполнение временным управляющим любой из обязанностей, предусмотренных Законом № 127-ФЗ для арбитражных управляющих на стадии наблюдения, является основанием для направления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной  ответственности.
2. Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
В соответствии со ст. 94 Закона № 127-ФЗ с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Все функции управляющего продиктованы целью, сделать возможным такое ведение дел должника, которое приведет к восстановлению его платежеспособности. Любое отступление от правил, установленных главой 6 Закона № 127-ФЗ, и применяемых в период введения внешнего управления свидетельствует о нарушении внешним управляющим закона, о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, которые могут повлечь за собой применение мер прокурорского реагирования в виде возбуждения в арбитражном суде административного производства.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности внешнего управляющего учитывается также, насколько его действия продиктованы целью, восстановить платежеспособность должника. Неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 99 Закона № 127-ФЗ, нарушение правил расчета с кредиторами во время внешнего управления является основанием привлечения к административной ответственности.
3. Конкурсное производство - ликвидационная стадия процесса признания должника банкротом, цель которой - как можно более полное удовлетворение кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника.
На этапе проведения конкурсного производства действует конкурсный управляющий. В п. 2 ст. 129 Закона № 127-ФЗ перечислены обязанности конкурсного управляющего как лица, призванного обеспечить соразмерное удовлетворение требований кредиторов, внесенных в реестр. При этом перечень требований, установленный данным пунктом закона, не исчерпывает всех обязанностей конкурсного управляющего.
Ненадлежащее выполнение конкурсным управляющим обязанностей, установленных законом о банкротстве, помимо отстранения его арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, может повлечь за собой также и инициирование прокурором в арбитражном суде производства о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
4. Банкротство отсутствующего должника. Конкурсный управляющий является также участником упрощенных процедур банкротства.
В соответствии с ч. 1 ст. 227 Закона № 127-ФЗ в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Пунктом 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 28 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в соответствии с п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возлагается обязанность уведомить всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом (п. 3 ст. 28 Закона).
Неисполнение данной обязанности тоже влечет административную ответственность арбитражного управляющего по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Также следует иметь в виду правило, установленное ч. 7 ст. 24 Закона № 127-ФЗ, согласно которой полномочия утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, возложенные лично на него в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть переданы иным лицам.
Передача арбитражным управляющим своих полномочий другому лицу является также основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Начальник отдела по обеспечению участия
прокуроров в гражданском и арбитражном
процессе прокуратуры республики                                           Д.В. Штехбарт