Прокурор разъясняет

  • 20 августа 2020, 10:40
Основания для плановой и внеплановой проверки некоммерческой организации
  Текст

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым по состоянию на август 2020 года на территории республики зарегистрировано 1560 некоммерческих объединений (организаций), среди которых религиозные объединения (организации), региональные отделения политических партий, общественные движения, национально-культурные автономии, территориальные (местные) коллегии адвокатов, профсоюзы, казачьи общества и др.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией (далее – НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Так, например, в ходе проверочных мероприятий прокуратурой республики в деятельности Крымской республиканской общественной организации молодежной инициативы установлены факты систематического осуществления неуставной деятельности и деятельности в нарушение устава, в связи с чем в Верховный Суд Республики Крым подано заявление о ликвидации некоммерческой организации. Решением суда заявление удовлетворено, общественная организация ликвидирована.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» регламентируется также деятельность иностранной некоммерческой неправительственной организации и НКО, выполняющей функции иностранного агента.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Так, перечень оснований для внеплановой проверки некоммерческой организации включает в себя:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом;

2) поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (при внесении (перечислении) пожертвований на счет политической партии или ее регионального отделения, в избирательный фонд, фонд референдума, совершении сделок с политической партией, ее региональным отделением);

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) поступление в уполномоченный орган информации об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

6) поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

По общему правилу плановые проверки некоммерческих организаций проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.