Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Крым
Прокурор разъясняет
- 14 декабря 2021, 10:38
Разъясняет Керченский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Викторович Глушак.
Правоотношения по использованию лесов базируются на принципах, определенных статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, что обеспечивается установленными законом правилами лесопользования и запретом на использование лесных участков без законных оснований.
В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 71-74 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.
Статьей 25 ЛК РФ устанавливаются следующие виды использования лесов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
6.1) осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) создание лесных питомников и их эксплуатация;
11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.
Ограничения и запреты при использовании лесных участков при различных видах использования определены ЛК РФ и Лесохозяйственными регламентами лесничеств республики, тексты которых размещены на сайте Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков, ст. 7.10 КоАП РФ - за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, ст. 8.12 КоАП РФ – за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, ст. 8.25 КоАП РФ - за нарушение правил использования лесов, ст. 8.26 КоАП РФ - за самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов, ст. 8.27 КоАП РФ - за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, ст. 8.28 КоАП РФ - за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Нормами КоАП РФ за нарушения лесного законодательства предусмотрены такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Также статьями 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений в случаях, когда ущерб был причинён в значительном, крупном или особо крупном размере, совершен группой лиц или должностным лицом с использованием своего служебного положения, уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога или неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
Санкции данных статей предусматривают альтернативные наказания от штрафа до лишения свободы.
Кроме того, не стоит забывать о том, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить в полном объеме причиненный ими вред.
По вопросам нарушения требований лесного законодательства необходимо обращаться:
- в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, д.198, г. Симферополь, Республика Крым).
- в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Юго-Восточное объединенное лесничество» (г. Алушта, пер. Заводской, д.10, 298500).
- в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Северо-Западное объединенное лесничество» (г. Симферополь, ул. Гурзуфская, д. 16А, 195053).
- в Симферопольскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Симферополь, бул. Франко, д. 30, 295034).
- в Керченскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Керчь, ул. Карла Маркса, д.28-а, 298300).
Прокуратура Республики Крым
14 декабря 2021, 10:38
Ответственность за самовольное занятие, нарушение режима использование лесного участка
Разъясняет Керченский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Викторович Глушак.
Правоотношения по использованию лесов базируются на принципах, определенных статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, что обеспечивается установленными законом правилами лесопользования и запретом на использование лесных участков без законных оснований.
В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 71-74 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.
Статьей 25 ЛК РФ устанавливаются следующие виды использования лесов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
6.1) осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) создание лесных питомников и их эксплуатация;
11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.
Ограничения и запреты при использовании лесных участков при различных видах использования определены ЛК РФ и Лесохозяйственными регламентами лесничеств республики, тексты которых размещены на сайте Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков, ст. 7.10 КоАП РФ - за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, ст. 8.12 КоАП РФ – за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, ст. 8.25 КоАП РФ - за нарушение правил использования лесов, ст. 8.26 КоАП РФ - за самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов, ст. 8.27 КоАП РФ - за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, ст. 8.28 КоАП РФ - за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Нормами КоАП РФ за нарушения лесного законодательства предусмотрены такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Также статьями 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений в случаях, когда ущерб был причинён в значительном, крупном или особо крупном размере, совершен группой лиц или должностным лицом с использованием своего служебного положения, уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога или неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
Санкции данных статей предусматривают альтернативные наказания от штрафа до лишения свободы.
Кроме того, не стоит забывать о том, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить в полном объеме причиненный ими вред.
По вопросам нарушения требований лесного законодательства необходимо обращаться:
- в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, д.198, г. Симферополь, Республика Крым).
- в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Юго-Восточное объединенное лесничество» (г. Алушта, пер. Заводской, д.10, 298500).
- в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Северо-Западное объединенное лесничество» (г. Симферополь, ул. Гурзуфская, д. 16А, 195053).
- в Симферопольскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Симферополь, бул. Франко, д. 30, 295034).
- в Керченскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Керчь, ул. Карла Маркса, д.28-а, 298300).
Все права защищены