Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Крым
Прокурор разъясняет
- 24 мая 2022, 09:25
17 мая 2022 года Конституционный Суд Российской Федерации постановлением № 19-П признал не соответствующей Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за отдельные виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Заявительница обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с оспариванием указанной нормы, поскольку полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит, как это непосредственно следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, исчислению со дня совершения административного правонарушения. Вопреки этому суды, рассматривавшие дело об административном правонарушении в отношении нее, по ее мнению, ошибочно исчислили указанный срок со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, в результате чего она была привлечена к административной ответственности по истечении трех месяцев и одного дня, т.е. за пределами установленного срока давности.
Конституционный Суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения (обнаружения) административного правонарушения. В то же время в силу статьи 4.8. КоАП РФ течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день, после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП РФ не установлен иной порядок исчисления сроков.
По мнению Конституционного Суда, анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что данный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Однако Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразия судебной практики в абзаце втором пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу, что часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, в той мере, в какой порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Федеральному законодателю необходимо принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.
Впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
Прокуратура Республики Крым
24 мая 2022, 09:25
Конституционный Суд признал неконституционной норму КоАП РФ о начале исчисления срока давности привлечения к административной ответственности
17 мая 2022 года Конституционный Суд Российской Федерации постановлением № 19-П признал не соответствующей Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за отдельные виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Заявительница обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с оспариванием указанной нормы, поскольку полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит, как это непосредственно следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, исчислению со дня совершения административного правонарушения. Вопреки этому суды, рассматривавшие дело об административном правонарушении в отношении нее, по ее мнению, ошибочно исчислили указанный срок со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, в результате чего она была привлечена к административной ответственности по истечении трех месяцев и одного дня, т.е. за пределами установленного срока давности.
Конституционный Суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения (обнаружения) административного правонарушения. В то же время в силу статьи 4.8. КоАП РФ течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день, после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП РФ не установлен иной порядок исчисления сроков.
По мнению Конституционного Суда, анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что данный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Однако Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразия судебной практики в абзаце втором пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу, что часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, в той мере, в какой порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Федеральному законодателю необходимо принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.
Впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
Все права защищены