Прокурор разъясняет

  • 21 июня 2022, 15:38
Обязанность проведения субъектами хозяйствования инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  Текст

Разъясняет Керченский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Викторович Глушак.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. 

Указанный федеральный закон определяет основные принципы охраны атмосферного воздуха, а также требования к сохранению качества атмосферного воздуха и улучшению его состояния, которые отвечают темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.

Загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредным физическим воздействием на атмосферный воздух признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, отражающиеся на здоровье человека и окружающей среде. 

Инвентаризация выбросов – это сбор и упорядочивание всех необходимых сведений о распределении источников на территории предприятия, классе опасности источников выбросов и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате  проведения инвентаризации и корректировке этой инвентаризации сведения.

Так с 01.03.2022 вступил в силу новый приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.11.2021 № 871, которым установлен порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

Порядком определено, что инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Кроме того, п. 45 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований, при которых необходимо проводить корректировку данных инвентаризации выбросов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения оснований.

Кроме того, передвижные источники также необходимо включать в отчет об инвентаризации. К ним относится автотранспорт, строительная, сельскохозяйственная и другая техника, самолеты, железнодорожный транспорт, водные суда.

Необходимо учитывать и выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где ведется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка.

Выбросы от передвижных источников можно не учитывать, если на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

- не ведется промышленное производство;

- эксплуатируются исключительно легковые автомобили;

- эксплуатируются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день;

- эксплуатируются грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

За непроведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, предусматривающая штрафные санкции для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от 2 тыс. до 5 тыс.  рублей; на юридических лиц - от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. 

За сокрытие или искажение экологической информации ст. 8.5 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. рублей; на юридических лиц - от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.