Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Крым
Прокурор разъясняет
- 25 июня 2024, 17:48
В 2023 году в Крыму зарегистрировано около 5 тыс. преступлений, связанных с дистанционными хищениями. За истекший период 2024 года зарегистрировано уже 1 800 преступлений, что на 400 преступлений больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Львиную долю совершенных дистанционных преступлений составляют преступления, связанные с обманом либо злоупотреблением доверием, то есть мошенничеством (ст. 159 УК РФ).
В зависимости от суммы причиненного ущерба, а также ряда иных квалифицирующих признаков максимальное наказание по ст. 159 УК РФ предусмотрено до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. руб.
Тайное хищение денежных средств со счета (в том числе с использованием банковской карты) является кражей, ответственность за совершение которой предусмотрена ст. 158 УК РФ. Максимальное наказание за совершение данного преступления в зависимости от причиненного ущерба предусмотрено до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. руб.
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо знать и предпринять следующие элементарные меры безопасности.
Способы обмана |
Противодействие |
разговор через телефонную связь, мессенджеры под видом работников/ сотрудников (МФЦ, Госуслуг, медработников, операторов связи и т.п.), и убеждение в необходимости перечислить (передать) денежные средства под различными предлогами, на которые попадет жертва (социальная инженерия) |
-не втягиваться в разговор, не сообщать данные о себе в разговоре; -проверять предоставляемую информацию о близких/знакомых, что у них неприятности с законом; -при звонках «сотрудников» правоохранительных или контролирующих органов – прерывать разговор и связываться по телефону «горячей линии»; -при звонке «из банка» - звонить по телефону на оборотной стороне карты |
кражи с похищенных/утраченных банковских карт, мобильных средств связи, которые привязаны к системе онлайн-банка либо расчет за товар посредством бесконтактной оплаты в пределах установленного лимита без введения пин-кода |
при утрате – незамедлительно блокировать и сообщать в банк; устанавливать минимальный лимит по оплате без пин-кода; подключить СМС или ПУШ уведомления о движениях по карте /счету; не хранить с картой ПИН-код и данные о карте (фото, записи) |
хищение под видом покупки/ продажи товаров на сайтах путем: 1) перечисления средств владельцем самостоятельно под действием обмана 2) списания средств при введении данных по «инструкциям» мошенников |
- приобретать у проверенных пользователей; - не перечислять предоплату; - не переходить на подозрительные сайты, ссылки; - не совершать действий под руководством неизвестных |
размещения информации в соцсетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграмм, Телеграм и пр.) по списку друзей/ знакомых/контактов под различными предлогами (займ, оказать помощь, перечислить средства на благотворительность и др) |
Перепроверять поступающие сведения, уточнять сведения у знакомых, особенно если долго не общались |
путем введения в заблуждение под видом выплат различного рода компенсаций (маткапитал, соцвыплаты, микрозайм), выигрыша от «биржи» потерпевший сам перечисляет средства под видом оплаты «налогов», почтовых расходов, внесения первоначального взноса или под предлогом возврата ошибочно уплаченных средств |
- посещать только официальные сайты (Госуслуги, кабинет налоговой, банки и т.п.); - регистрироваться и совершать операции на бирже только с проверенных адресов (сайтов), проверять наличие лицензии на сайте контролирующего органа |
совершается посредством удаленного доступа к электронным устройствам при подключении или входе в незащищенную сеть |
- соблюдать информационную гигиену; - защита аккаунта с помощью двухэтапной аутентификации; - установка антивирусов и паролей |
рассылка вредоносных программ через мессенджеры, эл. почту, СМС – при открытии заражается устройство и передаются личные данные (пароли, фото и иные файлы на устройстве), информация с экрана при введении сведений |
- соблюдать информационную гигиену; - защита аккаунта с помощью двухэтапной аутентификации; - установка антивирусов и паролей |
С недавнего времени появилась новая схема мошенничества: звонки с предложением записи на диспансеризацию/флюорографию с просьбой подтвердить кодом из СМС, который является подтверждением смены пароля в учетной записи Госуслуг. Также внедряется схема по смене полисов ОМС. Предлагается скачать приложение Минздрава с поддельного сайта. В итоге скачивается вредоносное приложение, которое похищает и передает злоумышленникам личные данные банковских приложений.
Пострадавшим от противоправных действие рекомендуется незамедлительно обращаться в правоохранительные органы и банковские организации (в которой открыт счет) с заявлением о совершенном преступлении и требованием заблокировать/отменить транзакцию (перечисление средств).
Прокуратура Республики Крым
25 июня 2024, 17:48
Актуальные вопросы противодействия дистанционным хищениям денежных средств граждан
В 2023 году в Крыму зарегистрировано около 5 тыс. преступлений, связанных с дистанционными хищениями. За истекший период 2024 года зарегистрировано уже 1 800 преступлений, что на 400 преступлений больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Львиную долю совершенных дистанционных преступлений составляют преступления, связанные с обманом либо злоупотреблением доверием, то есть мошенничеством (ст. 159 УК РФ).
В зависимости от суммы причиненного ущерба, а также ряда иных квалифицирующих признаков максимальное наказание по ст. 159 УК РФ предусмотрено до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. руб.
Тайное хищение денежных средств со счета (в том числе с использованием банковской карты) является кражей, ответственность за совершение которой предусмотрена ст. 158 УК РФ. Максимальное наказание за совершение данного преступления в зависимости от причиненного ущерба предусмотрено до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. руб.
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо знать и предпринять следующие элементарные меры безопасности.
Способы обмана |
Противодействие |
разговор через телефонную связь, мессенджеры под видом работников/ сотрудников (МФЦ, Госуслуг, медработников, операторов связи и т.п.), и убеждение в необходимости перечислить (передать) денежные средства под различными предлогами, на которые попадет жертва (социальная инженерия) |
-не втягиваться в разговор, не сообщать данные о себе в разговоре; -проверять предоставляемую информацию о близких/знакомых, что у них неприятности с законом; -при звонках «сотрудников» правоохранительных или контролирующих органов – прерывать разговор и связываться по телефону «горячей линии»; -при звонке «из банка» - звонить по телефону на оборотной стороне карты |
кражи с похищенных/утраченных банковских карт, мобильных средств связи, которые привязаны к системе онлайн-банка либо расчет за товар посредством бесконтактной оплаты в пределах установленного лимита без введения пин-кода |
при утрате – незамедлительно блокировать и сообщать в банк; устанавливать минимальный лимит по оплате без пин-кода; подключить СМС или ПУШ уведомления о движениях по карте /счету; не хранить с картой ПИН-код и данные о карте (фото, записи) |
хищение под видом покупки/ продажи товаров на сайтах путем: 1) перечисления средств владельцем самостоятельно под действием обмана 2) списания средств при введении данных по «инструкциям» мошенников |
- приобретать у проверенных пользователей; - не перечислять предоплату; - не переходить на подозрительные сайты, ссылки; - не совершать действий под руководством неизвестных |
размещения информации в соцсетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграмм, Телеграм и пр.) по списку друзей/ знакомых/контактов под различными предлогами (займ, оказать помощь, перечислить средства на благотворительность и др) |
Перепроверять поступающие сведения, уточнять сведения у знакомых, особенно если долго не общались |
путем введения в заблуждение под видом выплат различного рода компенсаций (маткапитал, соцвыплаты, микрозайм), выигрыша от «биржи» потерпевший сам перечисляет средства под видом оплаты «налогов», почтовых расходов, внесения первоначального взноса или под предлогом возврата ошибочно уплаченных средств |
- посещать только официальные сайты (Госуслуги, кабинет налоговой, банки и т.п.); - регистрироваться и совершать операции на бирже только с проверенных адресов (сайтов), проверять наличие лицензии на сайте контролирующего органа |
совершается посредством удаленного доступа к электронным устройствам при подключении или входе в незащищенную сеть |
- соблюдать информационную гигиену; - защита аккаунта с помощью двухэтапной аутентификации; - установка антивирусов и паролей |
рассылка вредоносных программ через мессенджеры, эл. почту, СМС – при открытии заражается устройство и передаются личные данные (пароли, фото и иные файлы на устройстве), информация с экрана при введении сведений |
- соблюдать информационную гигиену; - защита аккаунта с помощью двухэтапной аутентификации; - установка антивирусов и паролей |
С недавнего времени появилась новая схема мошенничества: звонки с предложением записи на диспансеризацию/флюорографию с просьбой подтвердить кодом из СМС, который является подтверждением смены пароля в учетной записи Госуслуг. Также внедряется схема по смене полисов ОМС. Предлагается скачать приложение Минздрава с поддельного сайта. В итоге скачивается вредоносное приложение, которое похищает и передает злоумышленникам личные данные банковских приложений.
Пострадавшим от противоправных действие рекомендуется незамедлительно обращаться в правоохранительные органы и банковские организации (в которой открыт счет) с заявлением о совершенном преступлении и требованием заблокировать/отменить транзакцию (перечисление средств).
Все права защищены