Результаты деятельности органов прокуратуры РФ

  • 17 мая 2019, 14:37
Информация о состоянии законности и практики прокурорского надзора в сфере государственного строительства и федерализма в Уральском федеральном округе в первом полугодии 2010 года.
  Текст

         В первом полугодии текущего года управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе особое внимание  уделялось вопросам организации и контроля деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации  при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления. 
         Анализ результатов деятельности органов государственной власти и прокуроров территорий в первом полугодии текущего года показал, что всего за шесть месяцев этого года органами государственной власти принято 1726 нормативных правовых актов, из них 530 законов и 1196  подзаконных актов, что на 42% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. 
         За указанные период прокурорами субъектов Российской Федерации округа   оспорено 48 нормативных правовых актов, в том числе 11 законов и 37 актов органов исполнительной власти. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования внесены необходимые корректировки в 37  нормативных актов, из опротестованных в текущем году.   
         Кроме того, прокурорами путем направления информаций об имеющихся дефектах в нормативной правовой базе инициировано приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства 38 законов и постановлений. 
         На настоящий момент в связи с рассмотрением органами власти  актов прокурорского реагирования продолжают действовать 11 оспоренных прокурорами областных законов и постановлений, из них в Курганской области – 5, в  Челябинской – 2, Свердловской – 4.  
         Также на рассмотрении органов государственной власти находятся отрицательные экспертные заключения в отношении 44 нормативных правовых актов, в которых сотрудниками  территориальных управлений Министерства юстиции Российской Федерации выявлены нарушения правового характера и юридической техники,  в том числе в Курганской области – 39; в Свердловской и Тюменской областях – 4 и 1 соответственно. 
         Таким образом, анализ приведенных данных показал, что в целом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в первом полугодии 2010  года приняты необходимые меры по внесению корректировок в региональное законодательство. При общем росте более чем на треть  числа  принятых ими в текущем году правовых актов, количество действующих незаконных нормативных актов, оспоренных прокурорами, либо по которым имеются отрицательные заключения органов юстиции, не претерпело существенных изменений по сравнению аналогичным периодом 2009 года. 
         Как и в прошлом году, наиболее оперативно данную работу проводят органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, которыми в истекший период этого года самостоятельно приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства 95% от нуждающихся в изменениях нормативных актов  (89 из 93). 
         В текущем году меры прокурорского реагирования принимались в отношение региональных нормативных правовых актов, противоречащих требованиям бюджетного законодательства.
         В ходе проверки в прокуратуре Челябинской области комиссией  управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе установлено, что отдельные положения «Порядка предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, полученных муниципальными образованиями Челябинской области из областного бюджета в 2010 году», утверждённого 12.02.2010 постановлением областного  правительства  № 25-П, противоречат требованиям федерального законодательства. Так, пункт 6 указанного Порядка в качестве оснований для отказа в предоставлении бюджетного кредита муниципалитету предусматривал только наличие у него просроченной задолженности по возврату ранее полученных из областного бюджета средств в форме бюджетного кредита. 
         Однако часть 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на выделение кредитов из бюджета субъекта Федерации муниципальным образованиям, которые  имеют задолженность по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, в число которых помимо бюджетных кредитов входят и обязательства муниципалитетов по возврату неиспользованных либо использованных не по целевому назначению финансовых средств в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. 
         Таким образом, вопреки названным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации правительством Челябинской области был незаконно сужен круг финансовых обязательств, факт неисполнения которых должен исключать возможность кредитования муниципальных образований, что могло привести к необоснованному предоставлению бюджетных средств на возвратной основе городским округам и муниципальным районам, которые, имея долги перед государством, не способны обеспечить их своевременный возврат в казну.
         По протесту заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Золотова Ю.М. указанное постановление приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства. 
         В Свердловской области в марте текущего года прокурором принесен протест на Положение о Министерстве финансов, утвержденное постановлением Правительства области от 27.03.2007 № 241, которым  это ведомство вопреки требованиям Налогового кодекса Российской Федерации  незаконно было наделено полномочиями по контролю за поступлением налоговых и других видов доходов в областной бюджет. Протест рассмотрен, незаконные положения отменены.   
         Прокурорами территорий выявлялись факты принятия органами государственной власти нормативных правовых актов, которые нарушали гарантированные федеральным законодательством права социально незащищенных категорий граждан.   
         В апреле текущего года в Челябинской области по протесту прокурора  приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства  областной закон от  28.08.2008 № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части предоставления   государственного обеспечения и дополнительных социальных гарантий попавшим в эту сложную жизненную ситуацию детям до получения ими профессионального образования.  
         Проверкой, проведенной управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в прокуратуре той же территории, установлено, что отдельные положения областных законов  от 22.02.2007 №103-ЗО  «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках» и от 28.01.2010 №538-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках» вопреки требованиям статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ незаконно ограничивали права указанных категорий граждан на предоставление в полном объеме федеральных мер социальной поддержки в виде освобождения от платы за жилье, отопление и освещение в пределах нормы площади жилья, нормативов потребления тепло- электроэнергии, природного газа и  твердого топлива.
         По протестам заместителя Генерального прокурора России Золотова Ю.М. аконодательное  Собрание области  привело названные законы  в соответствие с требованиями федерального законодательства, в результате чего нарушенные права граждан были восстановлены.  
         По протесту прокурора Ханты-Мансийского автономного округа внесены изменения в окружной закон от 11.11.2005 № 103-ОЗ «О программе «Улучшение жилищных условий населения на 2005-2015 годы» в части отмены установленных для участников названной программы ограничений, связанных с использования бюджетных субсидии только на приобретение «первичного» жилья. В результате этих принятых мер были восстановлены нарушенные права граждан, которые с учетом высокой стоимости  вновь возводимого в автономном округе жилья не имели возможности его приобрести.  
         Также прокурорами территорий выявлялись факты принятия органами государственной власти незаконных нормативных правовых актов, исполнение которых могло способствовать нарушениям прав субъектов предпринимательства.  
         В марте текущего года прокурором Ханты-Мансийского автономного округа принесен протест на приказ департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам от 12.02.2010 «Об утверждении порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с федеральным законодательством горных отводов», которым вопреки требованиям Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливался разрешительный порядок на осуществление данного вида деятельности. 
         В результате прокурорского вмешательства этот незаконный нормативный акт, устанавливавший для хозяйствующих субъектов недопустимые административные барьеры,  был  отменен.
         Прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа установлено, что Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием, охраной недр, утвержденным постановлением администрации ЯНАО, департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса этой территории был незаконно наделен полномочиями по заключению соглашений о разграничении контрольно-надзорных функций с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный геологический контроль.  Данная норма  напрямую противоречила части 1 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой  при организации и проведении проверок государственные контрольно-надзорные органы осуществляют взаимодействие между собой исключительно на основании утвержденных в установленном порядке административных регламентов. Протест рассмотрен, в оспоренный нормативный акт внесены необходимые корректировки. 
         Анализ показал, что в текущем году опротестование большей части нормативных правовых актов было связано с их несвоевременным привидением региональными органами власти в соответствие с изменившимися положениями федерального законодательства.  
         Почти год органами власти Курганской области  не принимались меры по приведению областного законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2009  №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым был изменен порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, определены разрешительные документы на добычу охотничьих ресурсов, регламентирован порядок организации и проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных  соглашений. 
         Только после внесения 21.05.2010 прокурором в адрес Губернатора представления были приняты меры к отмене вступивших в противоречие с требованиями федерального законодательства областных законов и постановлений органов исполнительной власти.  Кроме того, по требованию прокуратуры в настоящее время проводится служебная проверка в отношении должностных лиц департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды правительства области, по вине которых была допущена волокита по внесению необходимых изменений в областное законодательство.   
         По сведениям прокуроров на сегодня неисполненных органами государственной власти субъектов Российской Федерации вступивших в законную силу судебных постановлений о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов не имеется.  
         Вместе с тем, в текущем году имел место единичные факт несвоевременного исполнения судебного решения о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного правового акта. 
         Так, решением Свердловского областного суда от 12.11.2009 удовлетворены требования прокуратуры о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 38 закона от 20.02.2006 №5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области», необоснованно предусматривающей страхование жизни и здоровья депутатов за счет средств бюджета области.  
         Определением Верховного суда Российской Федерации от 10.03.2010  указанное судебное решение оставлено без изменения. Таким образом, решение суда первой инстанции вступило в законную силу 10.03.2010.
         Однако реальных мер по исполнению названных судебных постановлений  Законодательным Собранием области  принято не было. 
         По данному факту 11.05.2010 в адрес председателя представительного органа власти прокурором области внесено представление.  Только после этого информация о вступлении решения Свердловского областного суда в законную силу опубликована в «Областной газете» от 15.05.2010 №163, а законом от 25.06.2010 № 40-ОЗ статья 38 закона «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» признана утратившей силу.
         Большинством прокуроров субъектов Уральского федерального округа активно использовалось предоставленное им право законодательной инициативы в различных сферах правоотношений.   
         В апреле текущего года прокурором в Курганскую областную Думу внесен проект закона «Об административных правонарушениях», которым  предлагается ужесточить ответственность граждан за изготовление, хранение с целью сбыта, а также сбыт запрещенных к продаже крепких спиртных напитков домашней выработки. В настоящее время подготовленный прокуратурой  законопроект  изучается в профильных комитетах  Думы. 
         Законодательным Собранием Челябинской области рассматривается подготовленный и предложенный к принятию прокуратурой проект закона «О защите здоровья и обеспечения физической, психической и нравственной безопасности детей в Челябинской области». 
         Прокуратурой Ханты-Мансиского автономного округа установлено, что в этом субъекте Федерации отсутствовала законодательная база для привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц, допустивших нарушение при использовании средств окружного и местных  бюджетов. 
         Вместе с тем, по итогам контрольных мероприятий, проведенных  Счетной палатой автономного округа, выявлялись неединичные факты нецелевого  использования бюджетных средств, которые не образуют уголовно наказуемых деяний. За что в связи с наличием указанных правовых пробелов никто ответственности не понес.  
         В этой связи    прокурором в феврале текущего года  в  Думу ХМАО  внесен  законопроект «О внесении изменений в закон «Об административных правонарушениях», которым предлагалось дополнить указанный нормативный акт новой статьей, предусматривающей административную ответственность за нецелевое использование средств бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований.
         04.06.2010 предложенный прокуратурой округа проект рассмотрен на заседании Думы и единогласно принят депутатами. 
         В первом полугодии текущего года  прокурорами  на местах  продолжена работа по корректировке нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
         Всего прокурорами оспорено 2174 нормативных правовых акта  данной категории (в том числе 253 устава). Из них на сегодня 1969 правовых актов приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.  
          Таким образом, в первом полугодии текущего года нарушения федерального законодательства в сфере местного нормотворчества продолжали выявляться прокурорами во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Вместе с тем, в  целом по округу  их число снизилось  на 24% по сравнению с показателями аналогичного  периода прошлого года.
         Типичным нарушением, допускаемым органами местного самоуправления на местах, является превышение установленной законом компетенции.
         Так, главой Камышловского района Свердловской области было утверждено   Положение о формировании и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Вместе с тем, в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» правовое регулирование формирования и размещения заказов относится к исключительной компетенции Российской Федерации. По протесту прокурора незаконный акт отменен. 
         За рамками предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» полномочий 29.12.2010 главой администрации сельского поселения Селиярово Ханты-Мансийского автономного округа принято постановление «О размерах, порядке и условиях предоставления дополнительных гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы», которые могли быть установлены законом субъекта Федерации либо Уставом муниципального образования. По протесту прокурора незаконный нормативный акт  признан утратившим силу. 
         В Увельском районе Челябинской области прокурором принесен протест на постановление администрации от 24.03.2010 №19 «Об утверждении порядка организации работы по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета», что в соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Протест рассмотрен и удовлетворен, незаконный нормативный акт отменен.    
         В ряде случаев принятые прокурорами меры реагирования в сфере местного нормотворчества позволили восстановить законные  права и  интересы граждан. 
         В ходе проведенной Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе плановой проверки  в прокуратуре Челябинской области  выявлено 12 незаконных нормативных правовых актов, принятых Главой администрации Сосновского района в конце января текущего года, согласно которым  тарифы на отопление, горячее и холодное водоснабжение незаконно устанавливались с 01.01.2010, а  не как того требует Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», через календарный месяц после их вступления в силу, то есть с 01.03.2010.  
         Эти грубые нарушения имущественных прав жителей сельских поселений потребовали безотлагательного внесения мною на них протестов, по результатам рассмотрения которых незаконные нормы были отменены, а гражданам был произведен перерасчет коммунальных платежей. 
         Аналогичные нарушения законности при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов выявлены и в других территориях округа, для устранения которых прокурорами приняты меры реагирования.
         Таким образом, проведенный анализ показал, что в первом полугодии текущего года, несмотря на принятые органами местного самоуправления меры по наведению порядка в нормотворческой деятельности, нарушения федерального законодательства в указанной сфере продолжали выявляться во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. 
         С учётом важности этих вопросов, управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе и прокурорами на местах будут приняты дополнительные меры по обеспечению законности при принятии нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.