300-летие прокуратуры России

  • 10 октября 2022, 12:20
Наши ветераны. Резинкин Владимир Иннокентьевич
  Текст
  1 Изображения
Резинкин Владимир Иннокентьевич
   

РЕЗИНКИН Владимир Иннокентьевич

Горьковский транспортный прокурор (1988–1990)

 

Владимир Иннокентьевич Резинкин родился 17 ноября 1936 года в семье красноярского рабочего. В детстве он очень любил произведения Конан Дойля и Льва Шейнина, и, возможно, поэтому уже тогда он твердо решил, что станет следователем. Как только получил аттестат зрелости, он отправился в Томск поступать на юридический факультет университета. Несмотря на трудности, хроническое недоедание, учился сын рабочего очень хорошо: выручали природные способности и крепкая студенческая дружба.

После получения диплома принят на службу в железнодорожную милицию на станции Инской близ Новосибирска, а в феврале 1964 года назначен на должность старшего следователя Красноярской краевой прокуратуры. Из особо громких и сложных дел, которые пришлось расследовать В.И. Резинкину, можно отметить разоблачение преступной группы, организовавшей хищения в особо крупных размерах бюджетных денег, выделенных на строительство Красноярской ГЭС.

В 1981 году Резинкин переведен во Владимирскую спецпрокуратуру, через три года стал ее прокурором, в 1984 году в порядке повышения назначен на должность первого заместителя прокурора Владимирской области. А в 1988 году Владимир Иннокентьевич получил назначение на должность Горьковского транспортного прокурора.

Через два месяца после вступления в новую должность В.И. Резинкину и его коллегам пришлось держать самый трудный в жизни экзамен – на профессиональную зрелость. 4 июня 1988 года на подъездных путях станции Арзамас-1 Муромского отделения Горьковской железной дороги произошел взрыв грузового поезда.

На место происшествия незамедлительно выехали руководители прокуратуры, железной дороги, управления внутренних дел на транспорте и ряда других органов власти. Резинкин возглавил процессуальные действия по осмотру места происшествия.

Картина там открылась, как после бомбежки: дома стояли без крыш, оконных рам. Ближе к эпицентру взрыва, на месте одноэтажных домов, остались лишь полуразрушенные печи, а в радиусе 500 метров все строения были стерты с лица земли.

Трупы людей, груды кирпича, пожары… От железнодорожного вокзала остались только стены.

Как выяснилось, взорвались три головных вагона грузового поезда с взрывчатыми веществами. Поезд формировался на станции Горький-Сортировочный.

Состав шел на небольшой скорости в режиме торможения, так как приближался к станции Арзамас-1.

Взрыв произошел на железнодорожном переезде, от которого в тот момент по обе стороны стояли автомобили и пассажирский автобус. Транспортные средства серьезно пострадали от взрыва. На месте переезда зияла огромная воронка.

Деформированный тепловоз «прополз» до станции. Машинист и его помощник остались живы, а стрелок ВОХР, сидевший в задней кабине, погиб. В 500 метрах от места взрыва по ходу движения поезда находилась нефтебаза, и можно представить последствия, если бы она взорвалась. Позднее стало известно, что в результате взрыва погибло 97 человек. Городу был нанесен колоссальный ущерб.

На следующий день в Арзамас прибыл и возглавил следствие заместитель Генерального прокурора СССР А.Д. Васильев. В это же время начала работу Государственная комиссия во главе с заместителем Председателя Совета министров СССР В.И. Воротниковым. По линии транспортной отрасли служебное расследование возглавили министр путей сообщения СССР Н.С. Конорев и начальник Горьковской железной дороги Л.И. Матюхин.

К расследованию были привлечены представители различных отраслей науки, включая руководство Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта Российской академии наук, так как последствия арзамасского взрыва зафиксировала сейсмическая станция, расположенная в Казахстане.

Прокурор Горьковской области Ю.Н. Щербаков, прокурор города Арзамаса А.И. Потехин, начальник следственной части облпрокуратуры А.В. Васильев, прокурор войсковой части № 93 Д.П. Груздев работали рука об руку. Всего к расследованию было привлечено 50 следственных сотрудников.

Все усилия представителей следствия были направлены на изучение обстоятельств взрыва и причин трагедии.

Отрабатывалось множество версий. Оценивалась степень вины в произошедшем работников Горьковской железной дороги и других организаций. Изучались возможности совершения диверсионных актов, влияния поврежденного газопровода, проходящего под землей в районе железнодорожного переезда и др.

Однако выдвинутые версии и предположения не подтверждались собранными доказательствами.

Следователи с участием специалистов проследили весь маршрут поезда от станции Горький-Сортировочный до станции Арзамас-1, обследовали все путевое, сигнальное, поездное оборудование, допросили весь обслуживающий персонал.

Однако какой-либо вины сотрудников железной дороги в произошедшем не установили.

По распоряжению Государственной комиссии были вскрыты вагоны грузовых поездов на других железных дорогах, в которых перевозили взрывчатые вещества с того же завода-изготовителя на горнорудные предприятия. Практически во всех случаях были выявлены существенные нарушения правил погрузки и перевозки опасных грузов.

Таким образом, косвенные улики позволили подтвердить невиновность работников железной дороги. Учтено, что погрузка производилась силами сотрудников завода-изготовителя, которые и пломбировали вагоны. Они и несли ответственность за соблюдение правил транспортировки опасных грузов.

Огромную работу по осмотру места происшествия и выполнению первоначальных следственных действий завершили в течение 10 дней. Уголовное дело в десяти томах с постановлением о его передаче Горьковский транспортный прокурор В.И. Резинкин 14 июня 1988 года в городе Арзамасе передал заместителю Генерального прокурора СССР А.Д. Васильеву, который поручил его дальнейшее расследование второму управлению Прокуратуры Союза ССР.

Полученные при расследовании арзамасского взрыва данные легли в основу новых измененных и дополненных Правил хранения и перевозки взрывчатых веществ. И так как за прошедшие десятилетия арзамасская трагедия не повторилась, в этом есть определенная заслуга и работников Горьковской транспортной прокуратуры.

В ноябре 1988 года председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачев своим указом присвоил Владимиру Иннокентьевичу Резинкину классный чин государственного советника юстиции 3 класса. Начальник Горьковской железной дороги Л.И. Матюхин вскоре назначен министром путей сообщения СССР.

Перед прокуратурой встали новые задачи – укрепление законности и усиление борьбы с преступностью на транспорте, обеспечение безопасности его движения и эксплуатации.

Между тем без надлежащего прокурорского надзора оставался очень напряженный участок «южного хода» Горьковской железной дороги между станциями Агрыз и Дружинино. Обслуживавшая его Ижевская транспортная прокуратура располагалась далеко от этого участка пути, однако именно там совершалось значительное число хищений грузов.

По ходатайству Горьковской транспортной прокуратуры в 1989 году Генеральный прокурор СССР создал Красноуфимскую транспортную прокуратуру на одноименной станции в составе из трех оперативных работников. По решению Горьковского транспортного прокурора ее возглавила В.И. Гудкова, до этого работавшая в следственном отделе Горьковской транспортной прокуратуры. Жизнь подтвердила правильность принятого решения. В.И. Гудковой удалось создать работоспособный коллектив. В результате значительно возрос уровень прокурорского надзора на этом участке и его оперативность, а также сократилось число преступлений.

В 1989 году В.И. Резинкин вышел с ходатайством перед Генеральным прокурором СССР о реформировании Горьковской транспортной прокуратуры (на правах прокуратуры области) в Волго-Вятскую транспортную прокуратуру, а подчиненные ей Казанскую, Канашскую, Ижевскую и Йошкар-Олинскую транспортные прокуратуры, соответственно, – в Татарскую, Чувашскую, Удмуртскую и Марийскую транспортные прокуратуры. Эта идея нашла полное понимание в республиках и положительный отклик в Генеральной прокуратуре СССР. Преобразования разрешили. Транспортная прокуратура и ее структурные подразделения на местах получили более высокий статус.

Этому примеру последовало МВД СССР, переименовавшее Горьковское управление милиции на транспорте в Волго-Вятское управление.

В сентябре 1990 года В.И. Резинкин назначен прокурором Горьковской области. За время прохождения службы награжден медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры СССР.