80 лет Победе - Приволжская транспортная прокуратура
- 9 мая 2025, 14:00
В годы Великой Отечественной войны транспортные прокуроры играли критически важную роль в обеспечении бесперебойной работы железнодорожного, водного и воздушного транспорта, что было жизненно необходимо для снабжения фронта и эвакуации промышленности. Их деятельность была тесно связана с мобилизацией транспортной системы и адаптацией к условиям военного времени. Вот ключевые аспекты их работы.
Реорганизация в военные прокуратуры
С началом войны транспортные прокуратуры были преобразованы в военные прокуратуры и переподчинены Главной военной прокуратуре Красной Армии. Это касалось прокуроров железных дорог, водного и воздушного транспорта.
Например, 26 июня 1941 года прокуратуры железных дорог стали военными, а в январе 1942 года была создана Главная военная железнодорожная прокуратура.
Аналогичные изменения произошли на морском и речном транспорте после указов о введении военного положения на этих объектах.
Основные задачи
Транспортные прокуроры сосредоточились на контроле за воинскими перевозками. Осуществляли надзор за бесперебойной доставкой войск, оружия, боеприпасов и эвакуацией граждан и предприятий.
Например, станция Горький-Товарный отгружала продукцию оборонных предприятий в действующую армию. Отсюда в годы войны отправили 100 тыс. пушек, 10 тыс. минометов, 10 тыс. «Катюш», полмиллиона грузовых машин и бронеавтомобилей.
По Волжской рокаде, обеспечивавшей Сталинград, прошло более 4 тыс. эшелонов, 220 тыс. вагонов. К местам сражений доставляли боевую технику, снаряжение, боеприпасы, медикаменты, солдат, а в обратном направлении эвакуировали население.
За годы Отечественной войны на Куйбышевской железной дороге погружено свыше 2,5 млн вагонов, выгружено - более 2,8 млн. По магистрали проходили транзитные грузы с Урала, Сибири и Средней Азии: только по входному пункту Кропачево этот грузопоток ежедневно составлял более 3 тыс. вагонов
Военные транспортные прокуроры боролись с хищениями. Осуществляли надзор за пресечением краж грузов, особенно военных, и нарушений трудовой дисциплины (в том числе простоя вагонов); обеспечивали охрану инфраструктуры, проверяли соблюдение законов по защите железнодорожных узлов от диверсий и авианалётов; контролировали выполнение решений Государственного Комитета Обороны, связанных с транспортом.
Работа в экстремальных условиях
Военные транспортные прокуроры и следователи часто действовали непосредственно в зонах боевых действий. Например, организовывали тушение пожаров после авиаударов, рассредоточение грузов и оборону станций от вражеских десантов; участвовали в восстановлении железных дорог после освобождения территорий (например, в Ростове и на Кавказе).
Военизация и кадры
Транспортные прокуроры проходили специальную подготовку, включая знание нормативных актов военного времени. Многие прокуроры были призваны на фронт, а оставшиеся работали по 12–15 часов в сутки без отпусков.
В 1943 году для прокуроров ввели классные чины и форменную одежду для укрепления дисциплины.
Руководство и награды
Деятельность координировали Главная военная прокуратура и отраслевые прокуратуры (железнодорожная, водная).
За заслуги 23 работника прокуратуры получили ордена Ленина, сотни - другие государственные награды.
Заключение
Транспортные прокуроры в годы войны стали ключевым звеном в обеспечении Победы. Их работа сочеталась с непосредственным участием в боевых операциях и восстановлении страны. Исторический опыт показал необходимость специализированных транспортных прокуратур, что позже подтвердилось их возрождением в послевоенные годы.
Приволжская транспортная прокуратура
9 мая 2025, 14:00
Транспортные прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов
В годы Великой Отечественной войны транспортные прокуроры играли критически важную роль в обеспечении бесперебойной работы железнодорожного, водного и воздушного транспорта, что было жизненно необходимо для снабжения фронта и эвакуации промышленности. Их деятельность была тесно связана с мобилизацией транспортной системы и адаптацией к условиям военного времени. Вот ключевые аспекты их работы.
Реорганизация в военные прокуратуры
С началом войны транспортные прокуратуры были преобразованы в военные прокуратуры и переподчинены Главной военной прокуратуре Красной Армии. Это касалось прокуроров железных дорог, водного и воздушного транспорта.
Например, 26 июня 1941 года прокуратуры железных дорог стали военными, а в январе 1942 года была создана Главная военная железнодорожная прокуратура.
Аналогичные изменения произошли на морском и речном транспорте после указов о введении военного положения на этих объектах.
Основные задачи
Транспортные прокуроры сосредоточились на контроле за воинскими перевозками. Осуществляли надзор за бесперебойной доставкой войск, оружия, боеприпасов и эвакуацией граждан и предприятий.
Например, станция Горький-Товарный отгружала продукцию оборонных предприятий в действующую армию. Отсюда в годы войны отправили 100 тыс. пушек, 10 тыс. минометов, 10 тыс. «Катюш», полмиллиона грузовых машин и бронеавтомобилей.
По Волжской рокаде, обеспечивавшей Сталинград, прошло более 4 тыс. эшелонов, 220 тыс. вагонов. К местам сражений доставляли боевую технику, снаряжение, боеприпасы, медикаменты, солдат, а в обратном направлении эвакуировали население.
За годы Отечественной войны на Куйбышевской железной дороге погружено свыше 2,5 млн вагонов, выгружено - более 2,8 млн. По магистрали проходили транзитные грузы с Урала, Сибири и Средней Азии: только по входному пункту Кропачево этот грузопоток ежедневно составлял более 3 тыс. вагонов
Военные транспортные прокуроры боролись с хищениями. Осуществляли надзор за пресечением краж грузов, особенно военных, и нарушений трудовой дисциплины (в том числе простоя вагонов); обеспечивали охрану инфраструктуры, проверяли соблюдение законов по защите железнодорожных узлов от диверсий и авианалётов; контролировали выполнение решений Государственного Комитета Обороны, связанных с транспортом.
Работа в экстремальных условиях
Военные транспортные прокуроры и следователи часто действовали непосредственно в зонах боевых действий. Например, организовывали тушение пожаров после авиаударов, рассредоточение грузов и оборону станций от вражеских десантов; участвовали в восстановлении железных дорог после освобождения территорий (например, в Ростове и на Кавказе).
Военизация и кадры
Транспортные прокуроры проходили специальную подготовку, включая знание нормативных актов военного времени. Многие прокуроры были призваны на фронт, а оставшиеся работали по 12–15 часов в сутки без отпусков.
В 1943 году для прокуроров ввели классные чины и форменную одежду для укрепления дисциплины.
Руководство и награды
Деятельность координировали Главная военная прокуратура и отраслевые прокуратуры (железнодорожная, водная).
За заслуги 23 работника прокуратуры получили ордена Ленина, сотни - другие государственные награды.
Заключение
Транспортные прокуроры в годы войны стали ключевым звеном в обеспечении Победы. Их работа сочеталась с непосредственным участием в боевых операциях и восстановлении страны. Исторический опыт показал необходимость специализированных транспортных прокуратур, что позже подтвердилось их возрождением в послевоенные годы.
Все права защищены