Интервью и выступления - Приволжская транспортная прокуратура
Интервью и выступления
- 2 октября 2025, 18:45
- Петров Александр Владимирович
Интервью с Куйбышевским транспортным прокурором Александром Петровым о правах пассажиров и безопасности на транспорте
Куйбышевский транспортный прокурор Александр Петров работает в должности уже полтора года. Его назначили в апреле 2024 года. В интервью «КП-Самара» он рассказал о главных направлениях работы и возникающих сложностях.
– Александр Владимирович, за что отвечает транспортная прокуратура, чем она отличается от территориальной?
– Куйбышевская транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сферах, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, требованиями транспортной безопасности, трудовыми правами работников предприятий, ведомственных поликлиник РЖД, образовательных учреждений, готовящих специалистов в транспортной сфере. Наш надзор распространяется и на Самарскую таможню, участников внешнеэкономической деятельности.
В этом смысле транспортная прокуратура близка по охвату отраслей права к территориальной, но отличается спецификой поднадзорных организаций и объектов. Здесь деятельность связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, а значит, от своевременно выявленных и устраненных нарушений зависят жизни людей.
Кроме того, мы надзираем за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте, таможни, следим за ходом расследования уголовных дел о преступлениях на транспорте, поддерживаем гособвинение в судах, выступаем истцами в гражданском процессе и координируем борьбу с преступностью. Важное направление – противодействие коррупции в транспортной сфере.
– Вы были назначены в апреле прошлого года. Какие проблемы считаете наиболее острыми?
– Все направления важны, но в пределах Куйбышевского транспортного региона наиболее острая проблема – безопасность на воде. В Самарской области зарегистрировано более 51 тысячи маломерных судов, и их число растет. К сожалению, растет и количество происшествий, порой трагических. Все помнят столкновение судна «Валдай» и катера, перевернувшийся во время шторма плавучий дом, недавнее столкновение баржи с моторной лодкой. В текущем году рост происшествий в основном произошел из-за грубых нарушений судовождения водителями гидроциклов в протоках.
– Как транспортная прокуратура может противодействовать этому?
– Несмотря на ограниченность ресурсов, результат возможен. Под моим председательством действует межведомственная рабочая группа: мы взаимодействуем с ГИМС, транспортной полицией, Росгвардией, Ространснадзором, портконтролем, правительством региона. Совместно организуем рейды против нелегальных перевозчиков, выявляем перегруз, отсутствие спасательных средств, управление судами без прав или в состоянии опьянения.
*С начала навигации проведено более 400 патрулирований, к административной ответственности привлечено 514 лиц, 176 судоводителей отстранены от управления, выявлено 10 нелегальных перевозчиков.*
Закон строг: за повторное нарушение, связанное с нелегальной перевозкой – конфискация судна. Рассматривается вопрос о создании специализированной стоянки для задержанных маломерных судов, как для автомобилей. При тяжких последствиях мы добиваемся возбуждения уголовных дел и доведения их до законного приговора.
– Как вы прокомментируете приговор в отношении спасателя, сбившего катером человека и получившего наказание в виде принудительных работ?
– По этому делу мною внесено апелляционное представление. Я убежден: подобное преступление отличается высокой общественной опасностью. Назначение принудительных работ фактически означает, что за смерть человека виновный избежал изоляции от общества. Это не соответствует целям наказания: ни восстановлению справедливости, ни предупреждению новых преступлений.
Такие дела обсуждаются публично, и мягкий приговор может дать опасный сигнал. Только лишение свободы отвечает задачам наказания и превентивной функции.
– Многие жалуются на очереди на переправе Самарского речного пассажирского предприятия. Есть ли результаты проверок?
– Проблема знакома каждому жителю Самары. По поручению Генеральной прокуратуры Приволжская транспортная прокуратура проверила работу предприятия. Подтвердилось: количество рейсов не соответствовало потребности. По нашему требованию региональным министерством транспорта количество рейсов увеличено с 14 до 32, а время движения продлено до 21:00.
– Авиаперевозки: недавно СМИ сообщили о 15-часовой задержке рейса в Анталью. Как отреагировала прокуратура?
– Мы оперативно инициировали проверку и уже приняли меры прокурорского реагирования. В целом при подобных проверках устанавливаются были ли нарушены федеральные авиационные правила, в том числе о предоставлении напитков после двух часов с начала задержки, горячего питания каждые 4 часа, размещения в гостинице после 8 часов днем или 6 часов ночью, а также проверяются иные доводы пассажиров. Для этого прокуратура оперативно отбирает заявления и объяснения, истребует документы, подтверждающие факт оказания услуг у авиакомпании, организует деятельность мобильной приемной, а после информирует заявителей о принятых мерах. Также на месте мы разъясняем пассажирам порядок возмещения ущерба, по результатам проверки инициируем привлечение недобросовестных перевозчиков к административной ответственности. В текущем году уже привлечено к ответственности несколько авиаперевозчиков.
– Расскажите о коллективе прокуратуры.
– Наша прокуратура - крупнейшая транспортная прокуратура округа: 13 работников, из них 11 - оперативных. Коллектив молодой, но опытный, многие работали в других правоохранительных органах. Мы предъявляем высокие требования: высшее юридическое образование, здоровье, безупречная репутация. Подбираем кандидатов, формируем резерв.
Главные качества – добросовестность, стремление к развитию и чувство товарищества. Мы вместе участвуем в спортивных и интеллектуальных играх, военно-тактических соревнованиях.
– Каково Ваше профессиональное кредо?
– В памяти остались слова с плаката в спортзале: «Воля будет крепче, дух выше, сердце отважнее по мере того, как иссякают наши силы». Я верю в дело, доведенное до конца. В этом моя сила и сила тех, кто рядом.
https://www.samara.kp.ru/daily/27724/5150713/
Петров Александр Владимирович
2 октября 2025, 18:45
«Наша задача – делать результат нормой»: Куйбышевский транспортный прокурор рассказал об острых проблемах и особенностях работы
Интервью с Куйбышевским транспортным прокурором Александром Петровым о правах пассажиров и безопасности на транспорте
Куйбышевский транспортный прокурор Александр Петров работает в должности уже полтора года. Его назначили в апреле 2024 года. В интервью «КП-Самара» он рассказал о главных направлениях работы и возникающих сложностях.
– Александр Владимирович, за что отвечает транспортная прокуратура, чем она отличается от территориальной?
– Куйбышевская транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сферах, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, требованиями транспортной безопасности, трудовыми правами работников предприятий, ведомственных поликлиник РЖД, образовательных учреждений, готовящих специалистов в транспортной сфере. Наш надзор распространяется и на Самарскую таможню, участников внешнеэкономической деятельности.
В этом смысле транспортная прокуратура близка по охвату отраслей права к территориальной, но отличается спецификой поднадзорных организаций и объектов. Здесь деятельность связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, а значит, от своевременно выявленных и устраненных нарушений зависят жизни людей.
Кроме того, мы надзираем за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте, таможни, следим за ходом расследования уголовных дел о преступлениях на транспорте, поддерживаем гособвинение в судах, выступаем истцами в гражданском процессе и координируем борьбу с преступностью. Важное направление – противодействие коррупции в транспортной сфере.
– Вы были назначены в апреле прошлого года. Какие проблемы считаете наиболее острыми?
– Все направления важны, но в пределах Куйбышевского транспортного региона наиболее острая проблема – безопасность на воде. В Самарской области зарегистрировано более 51 тысячи маломерных судов, и их число растет. К сожалению, растет и количество происшествий, порой трагических. Все помнят столкновение судна «Валдай» и катера, перевернувшийся во время шторма плавучий дом, недавнее столкновение баржи с моторной лодкой. В текущем году рост происшествий в основном произошел из-за грубых нарушений судовождения водителями гидроциклов в протоках.
– Как транспортная прокуратура может противодействовать этому?
– Несмотря на ограниченность ресурсов, результат возможен. Под моим председательством действует межведомственная рабочая группа: мы взаимодействуем с ГИМС, транспортной полицией, Росгвардией, Ространснадзором, портконтролем, правительством региона. Совместно организуем рейды против нелегальных перевозчиков, выявляем перегруз, отсутствие спасательных средств, управление судами без прав или в состоянии опьянения.
*С начала навигации проведено более 400 патрулирований, к административной ответственности привлечено 514 лиц, 176 судоводителей отстранены от управления, выявлено 10 нелегальных перевозчиков.*
Закон строг: за повторное нарушение, связанное с нелегальной перевозкой – конфискация судна. Рассматривается вопрос о создании специализированной стоянки для задержанных маломерных судов, как для автомобилей. При тяжких последствиях мы добиваемся возбуждения уголовных дел и доведения их до законного приговора.
– Как вы прокомментируете приговор в отношении спасателя, сбившего катером человека и получившего наказание в виде принудительных работ?
– По этому делу мною внесено апелляционное представление. Я убежден: подобное преступление отличается высокой общественной опасностью. Назначение принудительных работ фактически означает, что за смерть человека виновный избежал изоляции от общества. Это не соответствует целям наказания: ни восстановлению справедливости, ни предупреждению новых преступлений.
Такие дела обсуждаются публично, и мягкий приговор может дать опасный сигнал. Только лишение свободы отвечает задачам наказания и превентивной функции.
– Многие жалуются на очереди на переправе Самарского речного пассажирского предприятия. Есть ли результаты проверок?
– Проблема знакома каждому жителю Самары. По поручению Генеральной прокуратуры Приволжская транспортная прокуратура проверила работу предприятия. Подтвердилось: количество рейсов не соответствовало потребности. По нашему требованию региональным министерством транспорта количество рейсов увеличено с 14 до 32, а время движения продлено до 21:00.
– Авиаперевозки: недавно СМИ сообщили о 15-часовой задержке рейса в Анталью. Как отреагировала прокуратура?
– Мы оперативно инициировали проверку и уже приняли меры прокурорского реагирования. В целом при подобных проверках устанавливаются были ли нарушены федеральные авиационные правила, в том числе о предоставлении напитков после двух часов с начала задержки, горячего питания каждые 4 часа, размещения в гостинице после 8 часов днем или 6 часов ночью, а также проверяются иные доводы пассажиров. Для этого прокуратура оперативно отбирает заявления и объяснения, истребует документы, подтверждающие факт оказания услуг у авиакомпании, организует деятельность мобильной приемной, а после информирует заявителей о принятых мерах. Также на месте мы разъясняем пассажирам порядок возмещения ущерба, по результатам проверки инициируем привлечение недобросовестных перевозчиков к административной ответственности. В текущем году уже привлечено к ответственности несколько авиаперевозчиков.
– Расскажите о коллективе прокуратуры.
– Наша прокуратура - крупнейшая транспортная прокуратура округа: 13 работников, из них 11 - оперативных. Коллектив молодой, но опытный, многие работали в других правоохранительных органах. Мы предъявляем высокие требования: высшее юридическое образование, здоровье, безупречная репутация. Подбираем кандидатов, формируем резерв.
Главные качества – добросовестность, стремление к развитию и чувство товарищества. Мы вместе участвуем в спортивных и интеллектуальных играх, военно-тактических соревнованиях.
– Каково Ваше профессиональное кредо?
– В памяти остались слова с плаката в спортзале: «Воля будет крепче, дух выше, сердце отважнее по мере того, как иссякают наши силы». Я верю в дело, доведенное до конца. В этом моя сила и сила тех, кто рядом.
https://www.samara.kp.ru/daily/27724/5150713/
Все права защищены