300-летие прокуратуры России

  • 8 октября 2021, 14:41
Деятели России. Федор Николаевич Плевако
  Текст
  1 Изображения
   

Его любили и уважали и буквально считали городской достопримечательностью, заверяя, что в Москве есть пять чудес: Царь-колокол, Царь-пушка, собор Василия Блаженного, Третьяковская галерея и наш сегодняшний герой — Федор Никифорович Плевако.

Интересные факты

Фёдор Никифорович окончил курс юридического факультета Московского университета, после чего фамилию отца — Плевак, изменил на Плевако.

Сначала Федор работал стажером в Московском окружном суде, затем занимал должность помощника присяжного поверенного. По-настоящему карьера Плевако началась в 1870 году, когда он был принят в присяжные поверенные округа Московской судебной палаты.

На процессы Плевако ходили как в театр, чтобы услышать этого человека и убедиться, что народная молва о нём соответствует действительности. Его любили, им восхищались.

Федор Никифорович не писал речи заранее. У слушателей создавалось ощущение, что он придумывает линию защиты прямо в зале суда, поддавшись вдохновению. Если Плевако и решал подготовиться, то ограничивался наброском основных мыслей. Критики адвоката обвиняли его в легкомысленном подходе к работе. Но даже если это было правдой — кого это волновало, ведь адвокат почти никогда не проигрывал и билеты на открытые судебные заседания с его участием распродавались в минуту.

Он сопереживал простым людям и не боялся прямо ставить себя рядом с ними. Во время процесса над 29 крестьянами Севского уезда, устроившими погром и разграбившими от голода амбар с зерном, Плевако, защищая подсудимых, заявил: «И я хочу просить вас, господа судьи, позволить мне преобразиться в одного из подсудимых, встать между ними и говорить не за них, а от лица их, их словами, их думами и чувствами». Встал и говорил. Представить себе другого именитого адвоката, произносящего подобную речь, было невозможно.

Не всегда Плевако выступал защитником, иногда ему доставалась сторона обвинения. Наиболее известным таким процессом стал суд над игуменьей Серпуховского владычного монастыря Митрофанией, в миру баронессой Прасковьей Григорьевной Розен. Процесс вызвал большой ажиотаж не только в России, но и в Европе — не часто на скамью подсудимых по обвинению в подлогах, мошенничестве и растрате чужого имущества попадали такие высокопоставленные церковники.

Когда скончался Фёдор Никифорович, одна из российских газет 24 декабря 1908 года написала такой некролог: «Вчера Россия потеряла своего Цицерона, а Москва – своего Златоуста».

Основная причина успешности Плевако довольно проста. Он любил свою работу, что, безусловно, имело огромное значение. Без этого невозможно было бы достичь того, что удалось ему.