300-летие прокуратуры России

  • 29 ноября 2021, 12:53
Отголоски прошлого. Правительствующий Сенат
  Текст
  1 Изображения
   

Последний понедельник ноября хотим разбавить символичным постом нашей рубрикой #отголоски_прошлого «Почему символичным?» – спросите вы. Потому что с появлением этого государственного органа вводились новые для того времени должности: генерал-прокурора и обер-прокурора.

Как вы успели понять речь пойдет о здании Правительствующего Сената.

Сенат был учрежден в 1711 году по указу Петра I. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам.

Первоначально он состоял из 9 членов и обер-секретаря и действовал исключительно по поручению царя, отчитывался только перед ним.

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях.

После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий. Впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной.

Была введена должность генерал-прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

С 1711 по 1714 годы местом пребывания Сената была Москва. С 1714 года Петербург стал постоянным местопребыванием.

В апреле 1714 года был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. За принесение жалобы на Сенат устанавливалась смертная казнь.

При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Она предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц.

При Александре I у Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 года Сенат был упразднен.