Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 21 января 2019, 16:02
Состояние законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции в 2018 году
  Текст

В 2018 году Северо-Западной транспортной прокуратурой принимались меры для повышения эффективности надзорной деятельности за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Всего выявлено 957 нарушений антикоррупционного законодательства, внесено 254 представления, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 313 лиц, в суды направлено 12 исковых заявлений, принесены 73 протеста на незаконные правовые акты, после рассмотрения которых 72 незаконных акта отменены, к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 60 лиц, направлено 4 материала для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по данным материалам возбуждено 1 уголовное дело.

В поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы на постоянной основе проводятся встречи с их коллективами, в ходе которых разъясняются положения законодательства о противодействии коррупции (проведено 58 встреч в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 61 семинарское занятие).

В течение года осуществлялись и другие мероприятия, в том числе продолжена практика проведения радиотрансляций на объектах железнодорожного, водного и авиатранспорта.

На официальном сайте Северо-Западной транспортной прокуратуры опубликованы памятки «Что нужно знать о коррупции» с указанием контактных данных Северо-Западной транспортной прокуратуры для возможного обращения по фактам коррупции.

В целях повышения уровня правосознания граждан и профилактики коррупционных проявлений в декабре 2018 года представители прокуратуры приняли участие в V-й специализированной конференции «Антикоррупционная практика: достижения, проблемы, перспективы», организованной Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой, в ходе которой до сведения ее участников доведены информационно-разъяснительные материалы, разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

 

В прошедшем году прокуратурой проведено 4 заседания Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции. На этих заседаниях до членов совета и других его участников доведены результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры в этой сфере, а также обсуждены имеющиеся проблемные вопросы, касающиеся хранения изъятых товаров, сроков проведения экспертиз и связанные с этим возможные коррупционные риски.

В 2018, как и в предыдущем году, повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах, а также организациях транспорта и таможенной сферы.

Нарушения, связанные с предоставлением недостоверных и неполных сведений о полученных доходах были выявлены в СЗТУ, Управлении Госморречнадзора, Северо-Западном МТУ Росавиации, Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, Северном территориальном отделе управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (сотрудниками этих органов не в полной мере исполнены требования Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Например, начальником отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами службы организации таможенного контроля СЗТУ в справке не отражены сведения о принадлежащем ему земельном участке площадью 1122 кв.м. Специалистом Балтийского линейного отдела Управления Госморречнадзора не представлены сведения о праве собственности на жилое помещение площадью 45,9 кв. м.

Руководителям указанных органов и подразделений внесены представления (они рассмотрены, 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности).

Нарушения закона при проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера также установлены Архангельской, Великолукской, Калининградской, Карельской, Ленинград-Финляндской, Мурманской, Псковской, Санкт-Петербургской и Ярославской транспортными прокуратурами (приняты меры прокурорского реагирования).

 

В УТ МВД России по СЗФО выявлялись факты неисполнения государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Начальнику данного органа внесено представление (рассмотрено, 5 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности).

В связи с выявленным приобретением бывшим начальником Кингисепской таможни и его близкими родственниками имущества (земельный участок, загородный дом, квартира, 2 машиноместа, автомобиль) на сумму более 13 млн рублей, на которое не было сведений, подтверждающих покупку этого имущества на законные доходы, полученные в период его службы в таможенных органах с 2013 по 2017 годы, в прошедшем году в Череповецкий городской суд Вологодской области направлено исковое заявление об обращении в доход государства указанного имущества (взыскании денежных средств в размере суммы неподтвержденного дохода). Находится на рассмотрении.

Вологодский транспортный прокурор при проверке трудового законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве) в ОАО «Порт «Сокол» выявил факты хищения денежных средств путем продажи имущества предприятия в период процедуры банкротства с использованием служебного положения. Генеральный директор ОАО «Порт «Сокол» заключил шесть договоров о продаже имущества с ООО «Судоходная компания «Сухона», где он также являлся генеральным директором. В результате этих сделок ОАО «Порт «Сокол» причинен ущерб на общую сумму более 5 млн рублей.

По постановлению Вологодского транспортного прокурора, направленному в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в Вологодский ЛО МВД России на транспорте, в отношении генерального директора ОАО «Порт «Сокол» возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) и ч. 1 ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве), которое расследуется.

В 2018 году по нарушениям, предусмотренным ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), Архангельской транспортной прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «НК-флот».

В интересах этого общества их представитель передавал денежные средства главному специалисту Управления Роспотребнадзора по Архангельской области за выход морского судна в порт Мурманск без проведения санитарно-эпидемиологического контроля. Судом организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей.

В прошедшем году возбуждено 60 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 59 лиц.

Например, Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой установлено, что бывший начальник отделения по борьбе с контрабандой наркотиков Кингисеппской таможни принят на должность составителя поездов АО «Порт Усть-Луга транспортная компания». Соответствующее уведомление о заключении с ним трудового договора в таможню не поступало.

По данному факту указанным прокурором в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, по результатам его рассмотрения организация оштрафована на 100 тысяч рублей.

Аналогичные дела возбуждались заместителями Северо-Западного транспортного прокурора, Волховстроевским, Великолукским, Воркутинским, Вологодским, Ивановским, Калининградским, Костромским, Кандалакшским и другими транспортными прокурорами.

Проводились проверки исполнения организациями транспорта и таможенной сферы требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Нарушения выявлены Архангельским, Великолукским, Волховстроевским, Воркутинским, Ивановским, Калининградским, Кандалакшским, Карельским, Костромским, Котласским, Ленинград-Финляндским, Мурманским, Новгородским, Псковским, Печорским, Санкт-Петербургским и Сыктывкарским транспортными прокурорами.

Так, Великолукский транспортный прокурор вскрыл факт неисполнения планов по противодействию коррупции на 2017 и 2018 годы в филиале ООО «ТрейнСервис» Вагонное депо Великие Луки, в связи с чем начальнику филиала внесено представление, по результатам его рассмотрения приняты меры к устранению нарушений.

Работа в сфере противодействия коррупции будет продолжена и в дальнейшем.