Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 4 мая 2018, 21:07
Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 1 квартал 2018 года
  Текст

Северо-Западной транспортной прокуратурой в первом квартале 2018 года принимались меры для повышения эффективности надзорной деятельности за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

За три месяца 2018 года выявлено 401 нарушение указанного законодательства, для устранения которых внесено 84 представления,по рассмотренным актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечены 28 лиц,в суды направлено 19 исковых заявлений, принесено 100 протестов на незаконные правовые акты,после их рассмотрения все незаконные акты отменены,о недопустимости нарушения закона предостережены 12 лиц, к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 18 лиц, возбуждено 2 уголовных дела по материалам проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Правоохранительными и контролирующими органами региона, а также организациями, деятельность которых связана с эксплуатацией железнодорожного, воздушного и водного транспорта и таможенным делом, на постоянной основе проводится работа по исполнению антикоррупционных нормативно-правовых актов, в том числе мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел и таможенных органов.

Во всех поднадзорных прокуратуре органах действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в том числе аттестационные комиссии, рассматривающие такие вопросы.

Взаимодействие с контролирующими и надзорными органами в сфере транспорта и таможни, в основном, осуществляется путем проведения координационных мероприятий учебного характера (семинаров, круглых столов), на которых рассматриваются нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Взаимодействие также осуществляется путем получения в этих органах информации, необходимой для проведения проверочных мероприятий (в том числе с привлечением специалистов различных категорий для участия в совместных проверках исполнения антикоррупционного законодательства).

В первом квартале 2018 года повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах, а также поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы, в том числе полноты и достоверности предоставляемых государственными служащими сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера и вопросам урегулирования конфликта интересов.

Например, проведенными Северо-Западной транспортной прокуратурой проверками исполнения законодательства о противодействии коррупции в Северо-Западном управлении государственного морского и речного надзора Ространснадзора и линейных отделах МВД России на транспорте вскрыты различные нарушения этого законодательства, для устранения которых внесены представления.

Так, в Управлении Госморречнадзора и Ивановском ЛО МВД России на транспорте проверками выявлены факты, когда справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера содержали не весь объем необходимых сведений.

Например, специалистом 1 разряда Балтийского линейного отдела Управления Госморречнадзора не представлены сведения о праве собственности на жилое помещение.

Ивановским транспортным прокурором выявлены, что в справках о доходах 13 сотрудников Ивановского ЛО МВД России на транспорте не отражены открытые на их имя счета в коммерческих банках.

Нарушения закона, связанные с непредоставлением сведений об открытии счетов в банках и недостоверным указанием площади объектов, выявлены Котласским транспортным прокурором при проверке справок о доходах и расходах сотрудников Котласского ЛО МВД России на транспорте.

Выявлялись нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Например, Ивановской транспортной прокуратурой установлено, что главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра Ивановского таможенного поста Владимирской таможни не было принято мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с работой его супруги в коммерческой организации,являющейся уполномоченным экономическим оператором, действующим в регионе деятельности этой таможни.

В связи с выявленными нарушениями начальнику Владимирской таможни внесено представление (на рассмотрении).

Вологодским транспортным прокурором установлена растрата генеральным директором имущества организации на сумму более 4 млн. 100 тысяч рублей.

По данному факту Вологодским транспортным прокурором материалы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Ярославский следственный отдел СЗ СУТ СК России (проводится доследственная проверка).

Карельским транспортным прокурором установлено, что инспектор отдела таможенного осмотра и таможенного контроля № 1 таможенного поста Карельской таможни при осуществлении фактического таможенного контроля, из корыстной и иной личной заинтересованности принял заведомо незаконное решение о пропуске товаров и транспортных средств, тем самым злоупотребил своими должностными полномочиями.

По данному факту указанным прокурором материалы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Мурманский следственный отдел СЗ СУТ СК России (проводится доследственная проверка).

В первом квартале 2018 года возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФезаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 16 лиц.

Например, Ленинград-Финляндским транспортным прокурором установлено, что ранее работавший государственный таможенный инспектор Выборгской таможни принят на должность оператора электронно-вычислительных машин в Эксплуатационное локомотивное депо Выборг ‑ филиала ОАО «РЖД». Соответствующее уведомление о заключении трудового договора в Выборгскую таможню поступило с нарушением установленного законом 10-ти дневного срока.

В этой связи Ленинград-Финляндским транспортным прокурором в отношении должностного лица указанного депо возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере20 тысяч рублей.

Аналогичные дела возбуждались Волховстроевским, Вологодским, Ивановским, Костромским, Мурманским, Кандалакшским, Сыктывкарским и заместителем Северо-Западного транспортного прокурора.

Повышенное внимание уделялось выявлению случаев несоблюдения требований антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах, установлению нарушений требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Например, Калиниградской транспортной прокуратурой установлено, что в ООО «Вал-Вод», ООО «Балт-Шток» и ЗАО «Терминал» проводимая работа по противодействию коррупционным проявлениям была сведена лишь к изданию приказа о формировании комиссий по противодействию коррупции.

Более того, в указанных обществах приказами «О формировании комиссии по противодействию коррупции» утвержден только состав комиссии, при этом задачи, функции и полномочия входящих в ее состав должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, не определены, с приказом сотрудники этих обществ не ознакомлены.

Для устранения этих нарушений руководителям указанных организаций внесены представления (рассмотрены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).

В первом квартале 2018 года аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и транспортными прокурорами (на правах районных) продолжена практика проведения совместных семинарских занятий с участием сотрудников поднадзорных правоохранительных органов, а также межведомственных учебных семинаров.