Доклады, обзоры, статистическая информация - Северо-Западная транспортная прокуратура
Доклады, обзоры, статистическая информация
Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.
Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.
С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.
К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.
- 20 января 2017, 19:56
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в Северо-Западной транспортной прокуратуре проанализировано исполнение законодательства о противодействии коррупции за 2016 год.
В 2016 году принимались меры к повышению эффективности надзорной деятельности в сфере надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.
Особое внимание уделялось выявлению случаев несоблюдения требований антикоррупционного законодательства, допущенных руководителями поднадзорных контролирующих и правоохранительных органов, а также структурных подразделений этих органов.
Кроме того, проводилась работа по повышению эффективности внесенных актов прокурорского реагирования. Так, по результатам рассмотрения представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, внесенного Северо-Западной транспортной прокуратурой начальнику Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта 18 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (в том числе 3 заместителя начальника этого Управления и 7 начальников отделов).
По представлению, внесенному начальнику Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу, 10 должностных лиц (в том числе заместитель начальника этого Управления и 5 руководителей структурных подразделений) привлечены к ответственности.
Также по представлению, внесенному начальнику Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта привлечены к дисциплинарной ответственности 5 должностных лиц (в том числе начальник отдела этого Управления).
Всего за 12 месяцев 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 3333 нарушения закона (АППГ – 3035), для устранения которых внесено 334 представления (АППГ – 302), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 470 лиц (АППГ – 253), в суды направлено 99 исковых заявлений (АППГ – 67), принесено 274 протеста на незаконные правовые акты (АППГ – 384), по результатам рассмотрения которых 252 незаконных акта отменены (АППГ – 339), о недопустимости нарушения закона предостережены 32 лица (АППГ – 36), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 66 лиц (АППГ – 56), направлено 14 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 20), по данным материалам возбуждено 11 уголовных дел (АППГ – 22).
Контролирующими и правоохранительными органами, организациями деятельность которых связана с перевозками и таможенным делом на постоянной основе проводится работа по исполнению антикоррупционных нормативно-правовых актов, а также мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов.
Взаимодействие с контролирующими и надзорными органами в сфере транспорта и таможни осуществляется, в основном, путем проведения профилактических мероприятий (семинаров, круглых столов), на которых рассматриваются наиболее типичные нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.
В поднадзорных органах созданы и действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в том числе и аттестационные комиссии, рассматривающие данные вопросы.
Кроме того, взаимодействие с контролирующими органами осуществляется Северо-Западной транспортной прокуратурой посредством получения в этих органах информации, необходимой для проверочных мероприятий, а также привлечения специалистов различного профиля для участия в совместных проверках.
В целях профилактики коррупционных правонарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой вопросы противодействия коррупции рассматриваются на координационных и межведомственных совещаниях, семинарах; также проводятся мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства.
При реализации правотворческой функции в рассматриваемой сфере Северо-Западной транспортной прокуратурой на систематической основе осуществляется мониторинг нормативно-правовых актов органов государственной власти (касающихся транспортной и таможенной сфер) на предмет наличия коррупциогенных факторов.
Проводится и иная работа по профилактике коррупционных правонарушений. Так, 29.09.2016 Северо-Западным транспортным прокурором совместно с прокурором Ивановской области, с участием представителей поднадзорных правоохранительных органов проведено заседание «круглого стола», посвященного вопросам противодействия коррупционным проявлениям.
Старшим помощником Северо-Западного транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводятся выступления на радиостанции «ВГТРК Радио России». В 2016 году им осуществлено четыре таких выступления.
Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в 2016 году на информационных стендах административных зданий железнодорожных вокзалов Санкт-Петербург-Балтийской, Санкт‑Петербург-Финляндской, Санкт-Петербург-Витебской, Санкт-Петербург-Московской, Зеленогорской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» размещена информация об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы проведены встречи с их коллективами, в ходе которых разъяснены положения законодательства о противодействии коррупции.
Всего в 2016 году Северо-Западной транспортной прокуратурой было проведено 106 встреч в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 75 лекций.
Проводились и другие мероприятия, в том числе организованы радиотрансляции на объектах железнодорожного и авиатранспорта.
Ежеквартально проводятся заседания Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции (последнее – 24.11.2016, в ходе которого до членов совета и иных участвующих в его проведении лиц доведены результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры, а также работы правоохранительных органов (в том числе в сфере противодействия коррупции).
Кроме того, транспортными прокуратурами (на правах районных) в 2016 году разработаны и распространены на объектах транспорта и таможенной сферы, в том числе направлены для использования в коллективы поднадзорных организаций, памятки (брошюры) по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства.
Повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах.
Например, проверкой, проведенной Северо-Западной транспортной прокуратурой в Северо-Западном таможенном управлении выявлены многочисленные нарушения закона при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, которые не были выявлены при осуществлении ведомственного контроля и своевременно не устранены.
Этой проверкой выявлены нарушения указанного законодательства, допущенные должностными лицами СЗТУ, связанные с несоблюдением установленных законом требований при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих родственников, выразившиеся в их неполноте и недостоверности.
Выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с непринятием необходимых мер для урегулирования конфликта интересов.
Так, возможность возникновения конфликта интересов установлена между сотрудниками Следственного управления УТ МВД России по СЗФО, являясь супругами, они организовывали расследование преступлений общей направленности (против собственности и в сфере экономики), совершаемых на транспорте. Однако на заседании аттестационной комиссии по урегулированию конфликта интересов УТ МВД России по СЗФО данный вопрос не рассматривался.
В Ивановском ЛО МВД России на транспорте допущены аналогичные нарушения (супруга сотрудника этого подразделения полиции осуществляет трудовую деятельность в ОАО «РЖД». При этом с заявлением о возможности возникновения конфликта интересов в аттестационную комиссию сотрудник транспортной полиции не обращался).
С целью устранения указанных нарушений начальнику УТ МВД России по СЗФО внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В анализируемом периоде было установлено 224 нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (АППГ – 156), о государственной или муниципальной собственности – 76 (92).
Наибольшее количество нарушений в рассматриваемой сфере заключается в непринятии мер для надлежащего оформления находящегося в оперативном управлении имущества, незаконном использовании коммерческими организациями на объектах транспорта государственного имущества и в незаключении договоров, предоставляющих право пользования такими объектами недвижимости.
Например, в ходе проверки, проведенной Архангельской транспортной прокуратурой в АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего использование федерального имущества.
Установлено, что данным обществом в аэропорту Нарьян-Мар использовались находящиеся в федеральной собственности рулежные дорожки и перрон без заключения договора на право их использования.
Непринятие в течение длительного времени достаточных мер по заключению соответствующего договора не позволяет своевременно и эффективно контролировать его использование по назначению, что создает предпосылки для коррупционных проявлений.
В этой связи прокуратурой в отношении этой организации возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, которое направлено в Арбитражный суд Архангельской области.
Кроме того, в Нарьян-Марский городской суд направлено исковое заявление с требованием к авиапредприятию об обязании оформления документов, наделяющих правом пользования объектами недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Акты прокурорского реагирования рассмотрены, требования прокурора удовлетворены.
В 2016 года возбуждено 57 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 52). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 66 лиц.
Анализ состояния коррупционной преступности в Северо-Западном транспортном регионе показывает, что сферами, наиболее подверженными коррупционным проявлениям, является деятельность контролирующих органов на транспорте, а также таможенная деятельность.
По-прежнему значительное количество уголовных дел возбуждается и расследуется в отношении взяткодателей, давших взятки должностным лицам органов внутренних дел за непривлечение к уголовной или административной ответственности, размер которых незначителен.
Северо-Западной транспортной прокуратурой в 2016 году принят комплекс дополнительных мер, направленный на улучшение ситуации в данной области, в том числе межведомственного и координационного характера.
Так, например, во втором полугодии прошлого года (17.11.2016) в Северо-Западной транспортной прокуратуре проведена межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики и коррупции, на которой рассмотрены и выработаны меры по улучшению работы правоохранительных органов в рассматриваемой сфере.
Кроме того, в целях повышения качества надзора на данном направлении, в декабре 2016 года в аппарате прокуратуры с участием транспортным прокуроров (на правах районных) проведена коллегия на которой были рассмотрены результаты соблюдения органами предварительного расследования законности при принятии решений о приостановлении и прекращении производства по уголовным делам о преступлениях экономической и коррупционной направленности, в том числе полноты мер, принимаемых на досудебной стадии с целью обеспечения возмещения ущерба по уголовным делам данной категории, а также достоверности учета сведений о возмещенном материалом ущербе.
При этом в марте и сентябре 2016 года по данному направлению деятельности проводились координационные совещания руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона;в мае проведено совместное с сотрудниками линейных подразделений УТ МВД России по СЗФО семинарское занятие.
Кроме того, в 2016 году повышенное внимание уделялось оперативно-розыскной деятельности, проводимой для выявления и пресечения коррупционных преступлений.
Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности является одним из приоритетных направлений деятельности в Северо-Западной транспортной прокуратуре.
Все уголовные дела указанной категории, находящиеся в производстве поднадзорных следственных органов, внимательно изучаются.
По результатам прокурорского надзора в 2016 году руководителям следственных органов внесено 109 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (из них 96 – СК России, 12 – следователи МВД и 1- органы дознания), а также 48 представлений и информации об устранении нарушений закона (их которых 42 – СК России, 5 – следователи МВД и 1 – органы дознания). По результатам рассмотрения которых 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 5 лиц – к иным мерам воздействия.
При осуществлении надзора обращается внимание также на принятие мер, предусмотренных ч. 2 ст. 158 УПК РФ (внесению представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений данной категории). При наличии оснований следователями принимаются меры по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества.
С участием транспортных прокуроров судами Северо-Западного транспортного региона в 2016 году рассмотрено 106 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 113 лиц (АППГ – 118 и 130 соответственно).
В прошедшем году Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 62 учебных межведомственных семинарских занятий (АППГ – 47) и 17 лекций антикоррупционного просвещения в трудовых коллективах с разъяснением действующего законодательства в данной сфере (АППГ – 12).
Так, Северо-Западным транспортным прокурором 22.06.2016 проведено выездное семинарское занятие по вопросам противодействия коррупции в Российском государственном морском регистре судоходства. Аналогичный семинар проведен Северо-Западным транспортным прокурором 19.05.2016 в Северо-Западном таможенном управлении, а также 27.09.2016 – выездной семинар в г. Ярославле с участием правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона.
Представителями Северо-Западной транспортной прокуратуры также проведены семинарские занятия по вопросам противодействия коррупционным проявлениям в Северо-Западном территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта и в Управлении МВД России на транспорте по Северо-Западному федеральному округу.
Кадровым подразделением и старшим помощником прокурора по обеспечению собственной безопасности и физической защиты особое внимание уделялось вопросам профилактики коррупционных правонарушений. В связи с этим в аппарате прокуратуры проведено 5 учебно-методических семинара на тему «Типичные ошибки при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими», «Практика прокурорского надзора в части выявления нарушений антикоррупционного законодательства при проверке сведений о расходах», «Некоторые аспекты урегулирования конфликта интересов на государственной службе» и «Актуальные вопросы борьбы с коррупционными проявлениями».
Такая работа проводилась и транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы.
Например, Котласским транспортным прокурором учебные семинары, посвященные актуальным вопросам исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, проведены с коллективами Котласского линейного отдела Северного управления государственного морского и речного надзора Министерства транспорта Российской Федерации, Котласского ЛО МВД России на транспорте, Коряжемского таможенного поста.
Архангельский, Сосногорский, Калининградский Костромской, Котласский, Мурманский,Санкт-Петербургский и Ярославский транспортные прокуроры выступили с лекциями в учебных заведениях и трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства.
В Северо-Западной транспортной прокуратуре имеется единый информационный стенд, на котором размещена информация о деятельности прокуратуры, контактная информация о руководителях прокуратуры, начальниках структурных подразделений и транспортных прокурорах (на правах районных), о приеме граждан по вопросам соблюдения законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные стенды имеются во всех транспортных прокуратурах (на правах районных). Информация на данных стендах обновляется в рабочем порядке, в том числе с учетом штатных изменений.
Кроме того, на сайте Северо-Западной транспортной прокуратуры в рамках рубрики «Прокурор разъясняет» размещается информация, содержащая разъяснения антикоррупционного законодательства.
Транспортными прокуратурами (на правах районных) в 2016 году разработаны и распространены на объектах транспорта и таможенной сферы, в том числе направлены для использования в коллективы поднадзорных организаций памятки (брошюры) по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства.
Например, Архангельской транспортной прокуратурой подготовлена памятка «О предотвращении случаев получения и вымогательства взяток»; Костромской транспортной прокуратурой распространена памятка «Об уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений»; Сосногорской транспортной прокуратурой - «О порядке действий граждан при столкновении с фактами коррупции»; Псковской транспортной прокуратурой - «Как себя вести, если у Вас вымогают взятку?» и «Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки?».
Северо-Западной транспортной прокуратурой работа по профилактике коррупции и антикоррупционному просвещению осуществлялась также в иных формах. Например, в поднадзорных территориальных органах исполнительной власти Северо-Западного транспортного региона и в организациях транспорта и таможенной сферы проводились встречи с трудовыми коллективами, на которых разъяснялись положения законодательства о противодействии коррупции, а также освещались результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры в данной сфере. За 12 месяцев 2016 года проведено 23 встречи с трудовыми коллективами (АППГ – 16).
Северо-Западная транспортная прокуратура
20 января 2017, 19:56
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2016 году
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в Северо-Западной транспортной прокуратуре проанализировано исполнение законодательства о противодействии коррупции за 2016 год.
В 2016 году принимались меры к повышению эффективности надзорной деятельности в сфере надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.
Особое внимание уделялось выявлению случаев несоблюдения требований антикоррупционного законодательства, допущенных руководителями поднадзорных контролирующих и правоохранительных органов, а также структурных подразделений этих органов.
Кроме того, проводилась работа по повышению эффективности внесенных актов прокурорского реагирования. Так, по результатам рассмотрения представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, внесенного Северо-Западной транспортной прокуратурой начальнику Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта 18 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (в том числе 3 заместителя начальника этого Управления и 7 начальников отделов).
По представлению, внесенному начальнику Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу, 10 должностных лиц (в том числе заместитель начальника этого Управления и 5 руководителей структурных подразделений) привлечены к ответственности.
Также по представлению, внесенному начальнику Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта привлечены к дисциплинарной ответственности 5 должностных лиц (в том числе начальник отдела этого Управления).
Всего за 12 месяцев 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 3333 нарушения закона (АППГ – 3035), для устранения которых внесено 334 представления (АППГ – 302), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 470 лиц (АППГ – 253), в суды направлено 99 исковых заявлений (АППГ – 67), принесено 274 протеста на незаконные правовые акты (АППГ – 384), по результатам рассмотрения которых 252 незаконных акта отменены (АППГ – 339), о недопустимости нарушения закона предостережены 32 лица (АППГ – 36), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 66 лиц (АППГ – 56), направлено 14 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 20), по данным материалам возбуждено 11 уголовных дел (АППГ – 22).
Контролирующими и правоохранительными органами, организациями деятельность которых связана с перевозками и таможенным делом на постоянной основе проводится работа по исполнению антикоррупционных нормативно-правовых актов, а также мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов.
Взаимодействие с контролирующими и надзорными органами в сфере транспорта и таможни осуществляется, в основном, путем проведения профилактических мероприятий (семинаров, круглых столов), на которых рассматриваются наиболее типичные нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.
В поднадзорных органах созданы и действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в том числе и аттестационные комиссии, рассматривающие данные вопросы.
Кроме того, взаимодействие с контролирующими органами осуществляется Северо-Западной транспортной прокуратурой посредством получения в этих органах информации, необходимой для проверочных мероприятий, а также привлечения специалистов различного профиля для участия в совместных проверках.
В целях профилактики коррупционных правонарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой вопросы противодействия коррупции рассматриваются на координационных и межведомственных совещаниях, семинарах; также проводятся мероприятия по разъяснению антикоррупционного законодательства.
При реализации правотворческой функции в рассматриваемой сфере Северо-Западной транспортной прокуратурой на систематической основе осуществляется мониторинг нормативно-правовых актов органов государственной власти (касающихся транспортной и таможенной сфер) на предмет наличия коррупциогенных факторов.
Проводится и иная работа по профилактике коррупционных правонарушений. Так, 29.09.2016 Северо-Западным транспортным прокурором совместно с прокурором Ивановской области, с участием представителей поднадзорных правоохранительных органов проведено заседание «круглого стола», посвященного вопросам противодействия коррупционным проявлениям.
Старшим помощником Северо-Западного транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводятся выступления на радиостанции «ВГТРК Радио России». В 2016 году им осуществлено четыре таких выступления.
Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в 2016 году на информационных стендах административных зданий железнодорожных вокзалов Санкт-Петербург-Балтийской, Санкт‑Петербург-Финляндской, Санкт-Петербург-Витебской, Санкт-Петербург-Московской, Зеленогорской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» размещена информация об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы проведены встречи с их коллективами, в ходе которых разъяснены положения законодательства о противодействии коррупции.
Всего в 2016 году Северо-Западной транспортной прокуратурой было проведено 106 встреч в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 75 лекций.
Проводились и другие мероприятия, в том числе организованы радиотрансляции на объектах железнодорожного и авиатранспорта.
Ежеквартально проводятся заседания Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции (последнее – 24.11.2016, в ходе которого до членов совета и иных участвующих в его проведении лиц доведены результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры, а также работы правоохранительных органов (в том числе в сфере противодействия коррупции).
Кроме того, транспортными прокуратурами (на правах районных) в 2016 году разработаны и распространены на объектах транспорта и таможенной сферы, в том числе направлены для использования в коллективы поднадзорных организаций, памятки (брошюры) по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства.
Повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в поднадзорных правоохранительных и контролирующих органах.
Например, проверкой, проведенной Северо-Западной транспортной прокуратурой в Северо-Западном таможенном управлении выявлены многочисленные нарушения закона при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, которые не были выявлены при осуществлении ведомственного контроля и своевременно не устранены.
Этой проверкой выявлены нарушения указанного законодательства, допущенные должностными лицами СЗТУ, связанные с несоблюдением установленных законом требований при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих родственников, выразившиеся в их неполноте и недостоверности.
Выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с непринятием необходимых мер для урегулирования конфликта интересов.
Так, возможность возникновения конфликта интересов установлена между сотрудниками Следственного управления УТ МВД России по СЗФО, являясь супругами, они организовывали расследование преступлений общей направленности (против собственности и в сфере экономики), совершаемых на транспорте. Однако на заседании аттестационной комиссии по урегулированию конфликта интересов УТ МВД России по СЗФО данный вопрос не рассматривался.
В Ивановском ЛО МВД России на транспорте допущены аналогичные нарушения (супруга сотрудника этого подразделения полиции осуществляет трудовую деятельность в ОАО «РЖД». При этом с заявлением о возможности возникновения конфликта интересов в аттестационную комиссию сотрудник транспортной полиции не обращался).
С целью устранения указанных нарушений начальнику УТ МВД России по СЗФО внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В анализируемом периоде было установлено 224 нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (АППГ – 156), о государственной или муниципальной собственности – 76 (92).
Наибольшее количество нарушений в рассматриваемой сфере заключается в непринятии мер для надлежащего оформления находящегося в оперативном управлении имущества, незаконном использовании коммерческими организациями на объектах транспорта государственного имущества и в незаключении договоров, предоставляющих право пользования такими объектами недвижимости.
Например, в ходе проверки, проведенной Архангельской транспортной прокуратурой в АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего использование федерального имущества.
Установлено, что данным обществом в аэропорту Нарьян-Мар использовались находящиеся в федеральной собственности рулежные дорожки и перрон без заключения договора на право их использования.
Непринятие в течение длительного времени достаточных мер по заключению соответствующего договора не позволяет своевременно и эффективно контролировать его использование по назначению, что создает предпосылки для коррупционных проявлений.
В этой связи прокуратурой в отношении этой организации возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, которое направлено в Арбитражный суд Архангельской области.
Кроме того, в Нарьян-Марский городской суд направлено исковое заявление с требованием к авиапредприятию об обязании оформления документов, наделяющих правом пользования объектами недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Акты прокурорского реагирования рассмотрены, требования прокурора удовлетворены.
В 2016 года возбуждено 57 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 52). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 66 лиц.
Анализ состояния коррупционной преступности в Северо-Западном транспортном регионе показывает, что сферами, наиболее подверженными коррупционным проявлениям, является деятельность контролирующих органов на транспорте, а также таможенная деятельность.
По-прежнему значительное количество уголовных дел возбуждается и расследуется в отношении взяткодателей, давших взятки должностным лицам органов внутренних дел за непривлечение к уголовной или административной ответственности, размер которых незначителен.
Северо-Западной транспортной прокуратурой в 2016 году принят комплекс дополнительных мер, направленный на улучшение ситуации в данной области, в том числе межведомственного и координационного характера.
Так, например, во втором полугодии прошлого года (17.11.2016) в Северо-Западной транспортной прокуратуре проведена межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики и коррупции, на которой рассмотрены и выработаны меры по улучшению работы правоохранительных органов в рассматриваемой сфере.
Кроме того, в целях повышения качества надзора на данном направлении, в декабре 2016 года в аппарате прокуратуры с участием транспортным прокуроров (на правах районных) проведена коллегия на которой были рассмотрены результаты соблюдения органами предварительного расследования законности при принятии решений о приостановлении и прекращении производства по уголовным делам о преступлениях экономической и коррупционной направленности, в том числе полноты мер, принимаемых на досудебной стадии с целью обеспечения возмещения ущерба по уголовным делам данной категории, а также достоверности учета сведений о возмещенном материалом ущербе.
При этом в марте и сентябре 2016 года по данному направлению деятельности проводились координационные совещания руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона;в мае проведено совместное с сотрудниками линейных подразделений УТ МВД России по СЗФО семинарское занятие.
Кроме того, в 2016 году повышенное внимание уделялось оперативно-розыскной деятельности, проводимой для выявления и пресечения коррупционных преступлений.
Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности является одним из приоритетных направлений деятельности в Северо-Западной транспортной прокуратуре.
Все уголовные дела указанной категории, находящиеся в производстве поднадзорных следственных органов, внимательно изучаются.
По результатам прокурорского надзора в 2016 году руководителям следственных органов внесено 109 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (из них 96 – СК России, 12 – следователи МВД и 1- органы дознания), а также 48 представлений и информации об устранении нарушений закона (их которых 42 – СК России, 5 – следователи МВД и 1 – органы дознания). По результатам рассмотрения которых 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 5 лиц – к иным мерам воздействия.
При осуществлении надзора обращается внимание также на принятие мер, предусмотренных ч. 2 ст. 158 УПК РФ (внесению представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений данной категории). При наличии оснований следователями принимаются меры по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества.
С участием транспортных прокуроров судами Северо-Западного транспортного региона в 2016 году рассмотрено 106 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 113 лиц (АППГ – 118 и 130 соответственно).
В прошедшем году Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 62 учебных межведомственных семинарских занятий (АППГ – 47) и 17 лекций антикоррупционного просвещения в трудовых коллективах с разъяснением действующего законодательства в данной сфере (АППГ – 12).
Так, Северо-Западным транспортным прокурором 22.06.2016 проведено выездное семинарское занятие по вопросам противодействия коррупции в Российском государственном морском регистре судоходства. Аналогичный семинар проведен Северо-Западным транспортным прокурором 19.05.2016 в Северо-Западном таможенном управлении, а также 27.09.2016 – выездной семинар в г. Ярославле с участием правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона.
Представителями Северо-Западной транспортной прокуратуры также проведены семинарские занятия по вопросам противодействия коррупционным проявлениям в Северо-Западном территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта и в Управлении МВД России на транспорте по Северо-Западному федеральному округу.
Кадровым подразделением и старшим помощником прокурора по обеспечению собственной безопасности и физической защиты особое внимание уделялось вопросам профилактики коррупционных правонарушений. В связи с этим в аппарате прокуратуры проведено 5 учебно-методических семинара на тему «Типичные ошибки при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими», «Практика прокурорского надзора в части выявления нарушений антикоррупционного законодательства при проверке сведений о расходах», «Некоторые аспекты урегулирования конфликта интересов на государственной службе» и «Актуальные вопросы борьбы с коррупционными проявлениями».
Такая работа проводилась и транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы.
Например, Котласским транспортным прокурором учебные семинары, посвященные актуальным вопросам исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, проведены с коллективами Котласского линейного отдела Северного управления государственного морского и речного надзора Министерства транспорта Российской Федерации, Котласского ЛО МВД России на транспорте, Коряжемского таможенного поста.
Архангельский, Сосногорский, Калининградский Костромской, Котласский, Мурманский,Санкт-Петербургский и Ярославский транспортные прокуроры выступили с лекциями в учебных заведениях и трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства.
В Северо-Западной транспортной прокуратуре имеется единый информационный стенд, на котором размещена информация о деятельности прокуратуры, контактная информация о руководителях прокуратуры, начальниках структурных подразделений и транспортных прокурорах (на правах районных), о приеме граждан по вопросам соблюдения законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные стенды имеются во всех транспортных прокуратурах (на правах районных). Информация на данных стендах обновляется в рабочем порядке, в том числе с учетом штатных изменений.
Кроме того, на сайте Северо-Западной транспортной прокуратуры в рамках рубрики «Прокурор разъясняет» размещается информация, содержащая разъяснения антикоррупционного законодательства.
Транспортными прокуратурами (на правах районных) в 2016 году разработаны и распространены на объектах транспорта и таможенной сферы, в том числе направлены для использования в коллективы поднадзорных организаций памятки (брошюры) по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства.
Например, Архангельской транспортной прокуратурой подготовлена памятка «О предотвращении случаев получения и вымогательства взяток»; Костромской транспортной прокуратурой распространена памятка «Об уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений»; Сосногорской транспортной прокуратурой - «О порядке действий граждан при столкновении с фактами коррупции»; Псковской транспортной прокуратурой - «Как себя вести, если у Вас вымогают взятку?» и «Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки?».
Северо-Западной транспортной прокуратурой работа по профилактике коррупции и антикоррупционному просвещению осуществлялась также в иных формах. Например, в поднадзорных территориальных органах исполнительной власти Северо-Западного транспортного региона и в организациях транспорта и таможенной сферы проводились встречи с трудовыми коллективами, на которых разъяснялись положения законодательства о противодействии коррупции, а также освещались результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры в данной сфере. За 12 месяцев 2016 года проведено 23 встречи с трудовыми коллективами (АППГ – 16).
Все права защищены
Телефон: +7 (812) 272-03-32
Телефон: +7 (911) 973-22-00