Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 18 января 2016, 15:46
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в первом полугодии 2016
  Текст

В первом полугодии 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 1840 нарушений закона (АППГ – 1336), для устранения которых внесены 178 представлений (АППГ – 156), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 124 лица (АППГ – 75), в суды направлено 85 исковых заявлений (АППГ – 25), принесены 176 протестов на незаконные правовые акты (АППГ – 181), по результатам рассмотрения которых 156 незаконных актов отменены (АППГ 161), о недопустимости нарушения закона предостережены 25 лиц (АППГ – 28), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечены 48 лиц (АППГ – 22), направлено 11 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПКРФ (АППГ – 18), по данным материалам возбуждены 10 уголовных дел (АППГ – 17).

В первом полугодии 2016 года необходимое внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в таможенной сфере. Так, Северо-Западной транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов в указанной сфере выявлено 505 нарушений закона (АППГ – 527), для устранения которых принесены 59 протестов (АППГ – 87), объявлено 13 предостережений (АППГ–22), внесены 24 представления (АППГ– 33).

В частности, Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлялись нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по уведомлению о возникновении конфликта интересов и возможности его возникновения.

Так, проведенными аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры проверками в Выборгской и Кингисеппской таможнях вскрыты факты не рассмотрения вопроса о конфликте интереса или возможности его возникновения (подробная информация изложена в п. 1.4.7).

В связи с выявленными нарушениями закона начальнику Северо-Западного таможенного управления внесены представления.

По результатам рассмотренных представлений, внесенных в 2016 году, к дисциплинарной ответственности привлечено 18 сотрудников таможенных органов (АППГ – 30).

В отчетном периоде в органы внутренних дел на транспорте внесено 22 представления (АППГ – 24), по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 19 должностных лиц (АППГ – 20).

Нарушения в части предоставления недостоверных и неполных сведений о полученных доходах в рассматриваемом периоде были выявлены при проведении проверки в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии, оперативно-технической службе – филиале РТУ РЭБОТИ (Санкт-Петербург), ЭКС региональном филиале ЦЭКТУ Санкт-Петербурга, в ходе которых выявлены нарушения, допущенные при предоставлении должностными лицами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам проверок руководителям вышеуказанных органов и учреждений внесены 3 представления (2 представления рассмотрены, приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 представление находится на рассмотрении).

Северо-Западной транспортной прокуратурой в первом полугодии 2016 года устанавливались нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Например, проведенной аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры проверкой в Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации выявлены нарушения в деятельности аттестационной комиссии Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

Так, приказом руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации от 30.04.2015 № 40 утвержден состав аттестационных комиссий СЗ СУТ СК России.

Отдельные положения указанного приказа противоречили федеральному законодательству по следующим основаниям: согласно п. 7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 в состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

Аналогичные требования содержатся в п. 2 Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 21.04.2011 № 70.

Вопреки указанным нормам законодательства, в составе аттестационной комиссии СЗ СУТ СК России не имелось должности заместителя председателя комиссии. Между тем, при проведении заседаний аттестационных комиссий член аттестационной комиссии принимал участие в ее заседаниях и голосовал, как заместитель председателя комиссии, фактически не обладая этим статусом.

Более того, не соответствовало требованиям законодательства и наименование приказа «О составе аттестационных комиссий Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации», поскольку в СЗ СУТ СК России деятельность осуществляла единственная комиссия по указанным вопросам.

Меры к устранению указанных нарушений законодательства были приняты только после опротестования Северо-Западной транспортной прокуратурой указанного правового акта.

Кадровым подразделением и подразделением по вопросам собственной безопасности СЗ СУТ СК России, вопреки требованиям закона при обработке справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера,приеме на работу сотрудников, формировании и изучении их личных дел сотрудников данного подразделения, не были приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В связи с выявленными нарушениями закона 18.03.2016 руководителю СЗ СУТ СК России принесен протест на приказ «О составе аттестационных комиссий Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации от 30.04.2015 № 40» (удовлетворен) и 29.04.2016 внесено представление (рассмотрено, нарушения устранены).

Аналогичные нарушения, связанные с нерассмотрением вопроса о конфликте интереса или возможности его возникновения, выявлены в Выборгской и Кингисеппской таможнях.

В истекшем периоде 2016 года в суды Северо-Западного транспортного региона направлено 48 заявлений о применении последствий недействительной сделки и о взыскании денежных средств в целях возмещения ущерба, причиненного коррупционным преступлением (5).

Например, Санкт-Петербургским транспортным прокурором в суд направлялись исковые заявления о взыскании денежных средств, полученных инспектором отдела пограничного ветеринарного контроля Россельхознадзора в качестве взяток на общую сумму 22 тыс. 600 рублей с зачислением указанной суммы в доход государства (исковые требования прокурора удовлетворены).

Аналогичное исковое заявление направлено Ярославским транспортным прокурором о взыскании 100000 рублей с бывшего начальника отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Ярославской таможни, которое судом рассмотрено и удовлетворено.

В первом полугодии 2016 года в органы предварительного расследования в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 11 материалов проверки (АППГ - 18), по которым возбуждено 10 уголовных дел (АППГ – 17).

Например, Карельской транспортной прокуратурой установлено, что старший государственный инспектор ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия» из корыстной заинтересованности вносил в личные карточки судоводителей отметки о сдаче ими теоретических и практических экзаменов на право управления маломерными судами и гидроциклами, которые фактически обучение на право управления ими не проходили.

Карельским транспортным прокурором материалы проверки по этому факту направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в Санкт-Петербургский следственный отдел СЗ СУТ СК России, которым по данным материалам возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 292 УК РФ (находятся в производстве).

В первом полугодии 2016 года по ст. 19.28 КоАП РФ возбуждено 3 дела (АППГ – 5); 38 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 40). Судами к административной ответственности по этой статье привлечены 48 лиц (АППГ – 22).

В анализируемом периоде аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и транспортными прокурорами (на правах районных) проводились проверки исполнения организациями транспорта и таможенной сферы требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Проверки осуществлялись в поднадзорных Северо-Западной транспортной прокуратуре транспортных организациях всех форм собственности, а также в организациях, осуществляющих услуги в сфере внешнеэкономической деятельности. В первом полугодии 2016 года в ходе этих проверок выявлено 24 нарушений антикоррупционного законодательства.

Например, Псковской транспортной прокуратурой проверкой соблюдения антикоррупционного законодательства, проведенной в ООО «ТС Печоры», выявлены факты неисполнения обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции.

Так, входе данной проверки установлено, что обязанность, предусмотренная ч. 1 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции в ООО «ТС Печоры», не исполняется, меры по предупреждению коррупции не разработаны, ответственные лица за работу на указанном направлении в этих организациях не назначены, локальный нормативный акт, регламентирующий антикоррупционную политику, не принят.

Аналогичные нарушения выявлены Псковским транспортным прокурором в ЗАО «Северо-Западный СВХ», ОО Транзит-терминал»; Ивановской транспортной прокуратурой в ООО «Эггер Древпродукт Гагарин»; Санкт-Петербургским транспортным прокурором - в ООО «Нева-Кронверк», Ярославским транспортным прокурором – в ЗАО «Сервис-Терминал», Великолукским транспортным прокурором – в филиале ООО «ТрейнСервис» вагонном депо Великие Луки.

Для устранения всех этих нарушений внесены представления (рассмотрены, нарушения устранены).

В первом полугодии 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой изучено 86 нормативных правовых акта (АППГ - 51) в сфере транспорта и таможни на наличие коррупциогенных факторов, выявлено 16таких факторов(8), для их устранения принесено 12 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены (6), в суд заявления в порядке ст. 251ГПК РФ не направлялись (1), внесено 1 требование (0), представления не вносились (0).

Из выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, 9 изданы органом государственной власти субъекта Российской Федерации и 6 - органами исполнительной власти местного самоуправления, 1 - представительным органом местного самоуправления. В этой связи принесено 12 протестов (9 - рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры,3 протеста находятся на рассмотрении).

Например, Северо-Западной транспортной прокуратурой по результатам проверки закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области» установлено, что в нарушение требований ч. 2, ч. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, тарифы на перевозки пассажиров и багажа, в том числе воздушным транспортом устанавливаются нормативными правовыми актами Ивановской области.

Изложенное свидетельствует о наличии в указанном законе коррупциогенного фактора (пп. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

В связи с этим на данный правовой акт Северо-Западным транспортным прокурором принесен протест (рассмотрен и удовлетворен, в указанный закон вносятся изменения).

Кроме того, Северо-Западной транспортной прокуратурой установлено, что пунктами 45 – 53 главы 5 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Калининградской области (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 27.08.2009 №528, предусмотрены меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами на территории Калининградской области.

При этом глава 5 (пункты 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52) Правил приняты с превышением полномочий (пп. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

Для устранения этих нарушений на данный правовой акт Северо-Западным транспортным прокурором принесен протест (рассмотрен и удовлетворен).

Анализ состояния коррупционной преступности в Северо-Западном транспортном регионе показывает, что сферами, наиболее подверженными коррупционным проявлениям, является деятельность контролирующих органов на транспорте, а также таможенная деятельность.

По-прежнему значительное количество уголовных дел возбуждается и расследуется в отношении взяткодателей, давших взятки должностным лицам органов внутренних дел за непривлечение к уголовной или административной ответственности, размер которых незначителен.

Основными мерами Северо-Западной транспортной прокуратуры по декриминализации указанных отраслей преступности являлись: проведение координационных совещаний, заседаний межведомственных рабочих групп, семинарских занятий (в том числе совместных с сотрудниками правоохранительных и других органов).

Кроме того, в истекшем периоде 2016 года повышенное внимание уделялось оперативно-розыскной деятельности, проводимой для выявления и пресечения коррупционных преступлений.

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности является одним из приоритетных направлений деятельности в Северо-Западной транспортной прокуратуре.

Все уголовные дела указанной категории, находящиеся в производстве поднадзорных следственных органов, внимательно изучаются.

По результатам прокурорского надзора в первом полугодии 2016 года руководителям следственных органов внесено 62 требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (АППГ – 38), а также 30 информаций об устранении нарушений закона (АППГ – 28).

При осуществлении надзора обращается внимание также на принятие мер, предусмотренных ч. 2 ст. 158 УПК РФ (внесению представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений данной категории). При наличии оснований следователями принимаются меры по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества.

С участием транспортных прокуроров в первом полугодии2016 года судами Северо-Западного транспортного региона рассмотрено 67 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 71 лица (АППГ – 50 уголовных дел в отношении 53 лиц).

В первом полугодии 2016 года по вопросам противодействия коррупции проведено 20 координационных и 14 межведомственных совещаний (АППГ, соответственно, 13 и 15), а также 19 учебных межведомственных семинаров (АППГ – 21).

Так, Северо-Западным транспортным прокурором 30.03.2016 проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона по вопросу «Об эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений коррупционной направленности, прежде всего в подразделениях ОАО «РЖД», в том числе при строительстве (ремонте) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Отделом по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации Северо-Западной транспортной прокуратуры 30.05.2016 по результатам анализа проблемных вопросов противодействия преступлениям коррупционной направленности проведено семинарское занятие с участием сотрудников Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному Федеральному округу, Северо-Западного таможенного управления и Северо-Западной оперативной таможни.

Всего в рассматриваемый период аппаратом прокуратуры организовано проведение 6 семинаров по вопросам противодействия коррупции.

В целях совершенствования координационной деятельности руководителей правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупцией в первом полугодии 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратурой транспортным прокурорам (на правах районных) направлено 2 информационных письма, в которых, помимо вопросов осуществления надзора в этой сфере, отражены недостатки в координационной деятельности правоохранительных органов.

При Северо-Западном транспортном прокуроре осуществляет деятельность межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую входят руководители профильных структурных подразделений аппарата прокуратуры, представители правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона.

На заседаниях этой рабочей группы, которые проходят ежеквартально, обсуждаются вопросы состояния преступности, ее динамики, а также меры, направленные на повышение эффективности работы по противодействию коррупции.

Так, на заседании межведомственной рабочей группы, проведенном 27.06.2016, были рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся эффективности работы правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона по установлению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных в результате коррупционных преступлений, а также результатов деятельности подразделений по противодействию коррупции органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов по выявлению коррупционных преступлений в первом полугодии 2016 года.

Благодаря принимаемым мерам координационного характера (в частности, вследствие увеличения количества проводимых координационных совещаний удалось добиться повышения эффективности работы правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в указанной сфере.

В 2016 году продолжена работа по проведению семинарских занятий. Такие занятия проводятся не только аппаратом прокуратуры, но и транспортными прокурорами (на правах районных).

В первом полугодии текущего года в Северо-Западной транспортной прокуратуре проведено 19 учебных межведомственных семинарских занятий (АППГ – 21) и 12 лекций антикоррупционного просвещения в трудовых коллективах с разъяснением действующего законодательства в данной сфере (АППГ – 9).

Так, Северо-Западным транспортным прокурором 22.06.2016 проведено выездное семинарское занятие по вопросам противодействия коррупции в Российском государственном морском регистре судоходства. Аналогичный семинар проведен Северо-Западным транспортным прокурором 19.05.2016 в Северо-Западном таможенном управлении.

Представителями Северо-Западной транспортной прокуратуры также проведены семинарские занятия по вопросам противодействия коррупционным проявлениям в Северо-Западном территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта (30.05.2016) и в Управлении на транспорте по Северо-Западному федеральному округу (26.05.2016).

В Северо-Западной транспортной прокуратуре в марте 2016 года проведено семинарское занятие с участием руководителей оперативных подразделений по противодействию коррупции в таможенных органах, на котором рассмотрены актуальные вопросы выявления, пресечения и раскрытия коррупционных преступлений.

В истекшем периоде 2016 года кадровым подразделением и старшим помощником прокурора по обеспечению собственной безопасности и физической защиты особое внимание уделялось вопросам профилактики коррупционных правонарушений. В связи с этим в аппарате прокуратуры проведено 2 учебно-методических семинара на тему «Типичные ошибки при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими» и «Практика прокурорского надзора в части выявления нарушений антикоррупционного законодательства при проверке сведений о расходах».

Такая работа проводилась и транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы.

Например, Котласским транспортным прокурором такие учебные семинары проведены с коллективами Котласского линейного отдела Северного управления государственного морского и речного надзора Министерства транспорта Российской Федерации, Котласского ЛО МВД России на транспорте, Коряжемского таможенного поста, посвященные актуальным вопросам исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Архангельским, Сосногорским, Ярославским, Костромским, Котласскими Санкт-Петербургским транспортными прокурорами проведены лекции в учебных заведениях и трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства.

В Северо-Западной транспортной прокуратуре осуществляет деятельность Общественный совет по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и противодействию коррупции, на ежеквартальных заседаниях которого рассматривались вопросы, связанные с выявлением и расследованием преступлений коррупционной направленности и их профилактики. В его состав входят, помимо сотрудников правоохранительных органов, представители общественных организаций и предпринимательского сообщества. В первом полугодии 2016 года проведено 2 заседания Общественного совета, на которых рассмотрены актуальные вопросы, в том числе связанные с противодействием коррупции (информация о работе Общественного совета изложена в разделе 1 настоящей докладной записки).

В первом полугодии 2016 года по анализируемому направлению работы осуществлено 225 выступлений в средствах массовой информации (АППГ – 208), из них в телепрограммах – 5 (АППГ - 9), в радиопрограммах – 19 (АППГ – 18). Опубликовано в печатных изданиях 12 выступлений (АППГ – 5) и 189 – в сети Интернет (АППГ – 176).

Северо-Западной транспортной прокуратурой работа по профилактике коррупции и антикоррупционному просвещению осуществлялась также в иных формах. Например, в поднадзорных территориальных органах исполнительной власти Северо-Западного транспортного региона и в организациях транспорта и таможенной сферы проводились встречи с трудовыми коллективами, на которых разъяснялись положения законодательства о противодействии коррупции, а также освещались результаты надзорной деятельности Северо-Западной транспортной прокуратуры в данной сфере. В первом полугодии 2016 года проведено 17 встреч с трудовыми коллективами (АППГ – 12).