Доклады, обзоры, статистическая информация

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

  • 29 января 2016, 19:08
О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2015 году
  Текст

В 2015 году Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлено 3035 нарушений закона (АППГ – 2584), для устранения которых в суды направлено 76 исковых заявлений (АППГ – 67), внесено 302 представления (АППГ – 310), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 253 лица(АППГ – 274), принесено 384 протеста на незаконные правовые акты (АППГ – 393), по результатам рассмотрения которых 339 незаконных актов отменено (АППГ – 371), о недопустимости нарушения закона предостережено 36 лиц (АППГ – 48), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 56 лиц (АППГ – 78), направлено 20 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 24), по данным материалам возбуждено 22 уголовных дела (АППГ – 19).

Проводится работе по профилактике коррупционных правонарушений.

Так, Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в 2015 году на информационных стендах административных зданиях железнодорожных вокзалов Санкт-Петербург-Балтийской, Санкт‑Петербург-Финляндской, Санкт-Петербург-Витебской, Санкт-Петербург-Московской, Зеленогорской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» опубликована информация об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений (с целью ее доведения до граждан и работников предприятий).

Транспортными прокурорами (на правах районных) в составе Северо-Западной транспортной прокуратуры и аппаратом прокуратуры в профильных ВУЗах и средних учебных заведениях Северо-Западного транспортного региона проводились лекции на антикоррупционную тематику, в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы проведены встречи с их коллективами, на которых разъяснены положения законодательства о противодействии коррупции.

Так, в декабре 2015 года сотрудниками Северо-Западной транспортной прокуратуры проведены встречи с коллективами поднадзорных прокуратуре контрольных органов в сфере транспорта и организаций (таких как Северное управление Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Архангельское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта, Мурманский филиал ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы, Коми территориальный отдел государственного авиационного надзора Управления авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу и других).

Проведены лекции в Санкт-Петербургском филиале имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии, филиалах Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Ярославском филиале ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения».

Всего в 2015 году Северо-Западной транспортной прокуратурой было проведено свыше 100 встреч в трудовых коллективах с разъяснением антикоррупционного законодательства и 20 лекций (точные статистические показатели указанной работы изложены в разделе 9 настоящей докладной записки).

Проводились и иные мероприятия, в том числе организованы радиотрансляции на объектах железнодорожного авиатранспорта.

Регулярно проводились семинары по указанным вопросам.Кроме того, 10.12.2015 Северо-Западным транспортным прокурором в г. Ярославле проведено заседание круглого стола по вопросам противодействия коррупции, в котором приняли участие представители Северо-Западной транспортной прокуратуры, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Ярославской области, транспортные и природоохранные прокуроры, руководители и представители Северного линейного управления МВД России на транспорте, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, УФСБ России по Ярославской области, УМВД России по Ярославской области, ГУ МЧС России по Ярославской области.

В 2015 году, как и в предшествующие годы, повышенное внимание уделялось проверкам исполнения антикоррупционного законодательства в таможенной сфере в деятельности таможенных органов. Всего в 2015 году Северо-Западной транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов в указанной сфере выявлено 1167 нарушений законодательства о противодействии коррупции (АППГ – 683), для устранения которых принесено 130 протестов (АППГ – 89), объявлено 24 предостережения (АППГ– 34), внесено 80 представлений (АППГ– 46).

В частности, Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлялись нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах), а именно вскрыты факты предоставления недостоверной информации о банковских счетах, в том числе указания сумм, числящихся на счетах по состоянию на отчетную дату, процентов, полученных от вкладов в банках, а также неполные и недостоверные сведения о наличии движимого и недвижимого имущества.

Нарушения требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления сведений о расходах, были выявлены аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры при проведении проверки справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, предоставляемых сотрудниками Санкт-Петербургской, Балтийской и Пулковской таможен.

Санкт-Петербургским транспортным прокурором вскрыты факты неподтверждения суммы полученного дохода и понесенных расходов сотрудниками таможенных органов для приобретения транспортных средств.

Нарушения иных запретов и ограничений в 2015 году не выявлялись.

Северо-Западной транспортной прокуратурой в 2015 году устанавливались нарушения, связанные с неисполнением государственными служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Например, аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры при проведении проверки в Выборгской таможне установлено, что деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства.

Так, в нарушение ч. 7-8, 11 Положения приказом и.о. начальника Выборгской таможни от 16.05.2015 № 14 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» (далее – комиссия) не определен персональный состав этой комиссии. Пунктом 2 названного приказа председателю комиссии предписано включать в ее состав представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (не менее одной четверти от общего числа членов комиссии). Указанные лица в состав комиссии в качестве ее членов не включены, вместо этого при проведении заседаний комиссии в каждом случае издается отдельный приказ, которым формируется ее состав.

Изучением таких приказов установлено, что в каждом случае лица, чья деятельность не связана с замещением должностей в таможенных органах, были включены в состав комиссии не в качестве членов, а в качестве «независимых экспертов», что противоречит требованиям законодательства.

Кроме того, изучением протоколов заседания комиссии установлено, что ее решения носят формальный характер, конкретные меры, направленные на реальное устранение возможности возникновения конфликта интересов, не предлагаются.

При установлении отсутствия фактов конфликта интересов государственных служащих не во всех случаях рассматривается возможность возникновения такого конфликта.

По данным нарушениям начальнику Северо-Западного таможенного управления внесено представление (рассмотрено, виновные должностные лица привлечены к ответственности).

В 2015 году выявлялись нарушения, влекущие за собой ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Так, проведенной Псковской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что старшим государственным таможенным инспектором ОТО и ТК № 2 таможенного поста МАПП Убылинка Псковской таможни осуществлены таможенные операции по открытию процедуры таможенного транзита в отношении автомобиля «СИТРОЕН С5», сведения о котором заявлены в транзитной декларации. Псковским таможенным постом Псковской таможни транспортное средство было выпущено в свободное обращение с выдачей паспорта транспортного средства на имя декларанта.

При этом установлено, что при совершении таможенных операций по открытию процедуры таможенного транзита в отношении указанного транспортного средства декларант на таможенном посту не присутствовал, транзитную декларацию не подавал.

Таким образом, инспектор произвел регистрацию транзитной декларации и принял решение о выпуске товара в отсутствие декларанта, внес в транзитную декларацию заведомо ложные сведения. По данному факту Псковским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления Следственного комитета на транспорте Российской Федерации в отношении инспектора возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ.

В связи с этим Псковским транспортным прокурором внесено представление, по результатам рассмотрения которого, приказом начальника Псковской таможни таможенный инспектор уволен с государственной гражданской службы в Псковской таможне в соответствии с пп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (утрата представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему).

В 2015 году в органы предварительного расследования в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 20 материалов проверки (АППГ - 24), по которым возбуждено 22 уголовных дела (два дела возбуждены по материалам 2014 года (АППГ - 19).

Например, Карельской транспортной прокуратурой установлено, что Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, несмотря на затопление в сентябре 2014 года находившегося в его введении теплохода «Поиск», продолжало оплачивать работы по уборке этого судна. Карельским транспортным прокурором материалы проверки по этому факту направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственный отдел Петрозаводского ЛО МВД России на транспорте, которым по данным материалам возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (после завершения расследования уголовное дело направлено в суд).

В прошедшем году по ст. 19.28 КоАП РФ возбуждено 7 дел (АППГ – 5).

Так, Северо-Западным транспортным прокурором по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в ЗАО «Совэкс» 03.06.2015 в отношении указанного общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ. И.о. мирового судьи судебного участка № 125 Санкт-Петербурга 24.11.2015 указанное общество признано виновным в совершении этого правонарушения с назначением штрафа в размере 1 млн. рублей.

Дела об указанных коррупционных правонарушениях в прошедшем году возбуждались Санкт-Петербургским (3), Мурманским (2) и Котласским (1) транспортными прокурорами.

В 2015 году возбуждено 52 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (АППГ – 62). Судами к административной ответственности по этой статье привлечено 56 лиц (АППГ – 77).

Например, Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «Фактор». В ходе проверки установлено, что сотрудник, ранее замещавший должность главного государственного таможенного инспектора Санкт-Петербургской таможни и уволенный приказом начальника Санкт-Петербургской таможни, заключил с ООО «Фактор» трудовой договор.

Должность главного государственного таможенного инспектора подпадает под перечень должностей, замещение которых лицом, заключающим впоследствии трудовой договор с организацией, возлагает на нового работодателя обязанность сообщать о заключении такого договора по последнему месту службы этого лица. Однако, такое уведомление от ООО «Фактор» в Санкт-Петербургскую таможню не поступало.

В связи с этим Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в отношении указанной организации возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела ООО «Фактор» признано виновным в совершении правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ.

В анализируемом периоде аппаратом Северо-Западной транспортной прокуратуры и транспортными прокурорами (на правах районных) проводились проверки исполнения организациями транспорта и таможенной сферы требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон).

Проверки осуществлялись в поднадзорных Северо-Западной транспортной прокуратуре транспортных организациях всех форм собственности, а также организациях, осуществляющих услуги в сфере внешнеэкономической деятельности. В 2015 году выявлено 198 таких нарушений антикоррупционного законодательства.

Например, Воркутинской транспортной прокуратурой установлено, что в деятельности эксплуатационного депо Воркута Северной дирекции тяги Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», в нарушение предусмотренных требований ст. 13.3 Закона, меры по предупреждению коррупции не разработаны. В частности, ответственные лица за работу на указанном направлении в этих организациях не назначены, локальный нормативный акт, регламентирующий антикоррупционную политику, не принят.

Аналогичные нарушения выявлены Ленинград-Финляндским транспортным прокурором при проведении проверок в ООО «Европейский серный терминал» и ООО «Портовое оборудование».

Для устранения всех этих нарушений внесены представления (рассмотрены, нарушения устранены).

В 2015 году Северо-Западной транспортной прокуратурой изучено 80 нормативных правовых актов (2014 г. 89) в сфере транспорта и таможни на наличие коррупциогенных факторов, выявлено 22 коррупциогенных фактора (25), для их устранения принесено 13 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены (2), в суд направлено 2 заявления в порядке ст. 251 ГПК РФ (рассмотрено, требования прокурора удовлетворены (7), внесено 2 требования, представления не вносились (0).

Анализ состояния коррупционной преступности в Северо-Западном транспортном регионе показывает, что сферами, наиболее подверженными коррупционным проявлениям, является таможенная деятельность, работа подрядных организаций на объектах транспортной инфраструктуры, а также деятельность контролирующих органов на транспорте.

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности является одним из приоритетных направлений деятельности в Северо-Западной транспортной прокуратуре.

Все уголовные дела указанной категории, находящиеся в производстве поднадзорных следственных органов, внимательно изучаются.

По результатам прокурорского надзора в 2015 году руководителям следственных органов внесено 84 требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (АППГ – 62), а также 48 информаций об устранении нарушений закона (39).

При осуществлении надзора обращается внимание также на принятие мер, предусмотренных ч. 2 ст. 158 УПК РФ (внесению представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений данной категории). При наличии оснований следователями принимаются меры по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества.

С участием транспортных прокуроров в 2015 году судами Северо-Западного транспортного региона рассмотрено 118 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 130 лиц (в 2014 году – 98 уголовных дел в отношении 102 лиц).

В ходе проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции Северо-Западной транспортной прокуратурой в инспекции по личному составу управления кадров и государственной службы УТ МВД России по СЗФО выявлялись нарушения порядка проведения таких проверок, выразившиеся в их неполноте и непроведении необходимых проверочных мероприятий. В целях устранения данных нарушений Северо-Западной транспортной прокуратурой приняты меры прокурорского реагирования.

Аналогичные нарушения выявлялись и в деятельности кадровых подразделений поднадзорных таможенных органов, для их устранения также принимались меры прокурорского реагирования.

В 2015 году по вопросам противодействия коррупции проведено 34 координационных и 21 межведомственное совещание, а также 43 учебных межведомственных семинаров и 1 круглый стол.

Например, Северо-Западным транспортным прокурором 30.09.2015 проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона «О результатах анализа деятельности правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона по пресечению и расследованию коррупционных преступлений, в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, в том числе преступлений указанных категорий, совершенных в составе организованных групп».

Также, в Северо-Западной транспортной прокуратуре 24.09.2015 проведено семинарское занятие по вопросам «Практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о процессуальной и оперативно-розыскной деятельности при выявлении, пресечении и расследовании коррупционных преступлений».

Северо-Западным транспортным прокурором 10.12.2015 в г. Ярославле проведено заседание круглого стола по вопросам противодействия коррупции, в котором приняли участие представители Северо-Западной транспортной прокуратуры, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Ярославской области, транспортные и природоохранные прокуроры, руководители и представители Северного линейного управления МВД России на транспорте, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, УФСБ России по Ярославской области, УМВД России по Ярославской области, ГУ МЧС России по Ярославской области.

При Северо-Западном транспортном прокуроре осуществляет деятельность межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую входят руководители профильных структурных подразделений аппарата прокуратуры, представители правоохранительных органов Северо-Западного транспортного региона.

На заседаниях этой рабочей группы, которые проходят ежеквартально, обсуждаются вопросы состояния преступности, ее динамики, а также меры, направленные на повышение эффективности работы по противодействию коррупции.

Последнее в прошедшем году заседание межведомственной рабочей группы проведено 25.12.2015 с обсуждением результатов деятельности подразделений по противодействию коррупции поднадзорных органов по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.

Благодаря принимаемым мерам координационного характера (в частности, активному проведению семинарских занятий), удалось добиться определенного повышения качества оформления результатов оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности для решения вопроса об уголовном преследовании.

В 2015 году значительно активизирована работа по проведению семинарских занятий, прежде всего, аппаратом прокуратуры. Так, в 2015 году Северо-Западной транспортной прокуратурой проведено 43 учебных межведомственных семинарских занятий, в том числе аппаратом – 15(в 2014 году – 24, в том числе аппаратом – 9).

Например, в Северо-Западной транспортной прокуратуре в ноябре 2015 года проведено семинарское занятие с участием руководителей оперативных подразделений по противодействию коррупции в таможенных органах, на котором рассмотрены актуальные вопросы выявления, пресечения и раскрытия коррупционных преступлений.

Кроме того, в прошедшем году на выездных семинарах, проведенных аппаратом прокуратуры в городах Вологда, Иваново, Калининград, Кострома, Котлас, Петрозаводск, Сыктывкар и Ярославль, до сведения сотрудников линейных подразделений полиции, расположенных в указанных городах, доведены типичные нарушения и ошибки, допускаемые при проведении оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий в работе по выявлению и расследованию коррупционных преступлений.

При проведении Санкт-Петербургским юридическим институтом (филиалом) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 27.02.2015 научно-практического семинара «Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора» старший помощник Северо-Западного транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции выступил с докладом «Организация надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности при выявлении и пресечении коррупционных преступлений».

В 2015 году кадровым подразделением и старшим помощником прокурора по обеспечению собственной безопасности и физической защиты особое внимание уделялось вопросам профилактики коррупционных правонарушений. В связи с этим в аппарате прокуратуры проведено 5 учебно-методических семинаров, в том числе два с участием профессорско-преподавательского состава Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Такая работа проводилась и транспортными прокурорами (на правах районных) в поднадзорных организациях транспорта и таможенной сферы.

Например, Калининградским транспортным прокурором 26.08.2015 проведено учебно-методическое занятие, посвященное актуальным вопросам исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.

Также Псковским, Сыктывкарским и Санкт-Петербургским транспортными прокурорами проведены лекции в учебных заведениях с разъяснением антикоррупционного законодательства.

В Северо-Западной транспортной прокуратуре осуществляет деятельность Общественный совет по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и по противодействию коррупции, на ежеквартальных заседаниях которого рассматривались вопросы, связанные с выявлением и расследованием преступлений коррупционной направленности и их профилактики. В состав этого совета входят, помимо сотрудников правоохранительных органов, представители общественных организаций и предпринимательского сообщества. В 2015 году проведено 4 заседания Общественного совета, на которых рассмотрены актуальные вопросы, в том числе связанные с борьбой с коррупцией.

В 2015 году по анализируемому направлению работы осуществлено 437 выступлений в средствах массовой информации (АППГ - 411), из них в телепрограммах - 27 (АППГ - 28), в радиопрограммах - 40 (АППГ – 42). Опубликовано в печатных изданиях 16 выступлений (АППГ - 17) и 354 - в сети Интернет (АППГ - 324).