Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в порядке надзора

  • 28 июля 2024, 14:54
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  Текст

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов определена Федеральным законом «О противодействии коррупции» как мера по профилактике коррупции. Ее основной целью является выявление положений, которые способствуют или могут способствовать коррупционному поведению.

Уральской транспортной прокуратурой реализуются представленные полномочия в этой сфере. Так, в первом полугодии 2024 года по результатам проверок выявлено 126 нормативных правовых актов и их проектов, содержащих 130 коррупциогенных факторов. С целью их исключения прокурорами внесено 126 актов реагирования. По результатам рассмотрения 62 актов из документов исключены коррупциогенные факторы, остальные находятся на рассмотрении.

Прокурорами акцентировалось внимание на выявлении коррупциогенных факторов на стадиях, предшествовавших принятию нормативных правовых актов.

К примеру, Курганским транспортным прокурором изучен проект постановления администрации Лебяжьевского муниципального округа «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов…».

Установлено, что документ наделял муниципалитет незаконными полномочиями по регулированию полетов над всей территорией муниципального образования без конкретизации территории только населенных пунктов, тем самым необоснованно расширив права муниципальных должностных лиц при решении вопроса о выдаче разрешения.

По заключению прокурора из проекта нормативного правового акта исключены положения, содержащие коррупциогенные факторы.

Аналогичные меры приняты Оренбургским транспортным прокурором.

Характерными коррупциогенными факторами, выявляемыми  в нормативных правовых актах, являются их принятие с превышением компетенции органов местного самоуправления, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отсутствие или неполнота административных процедур в нормативном правовом акте.

Например, постановлением Администрации городского округа Первоуральск «Об утверждении порядка создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории городского округа Первоуральск» на собственников железнодорожной инфраструктуры незаконно возложены обязанности по озеленению и сохранности зеленых насаждений. Тогда как правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.

На постановление Свердловским транспортным прокурором принесен протест, который удовлетворен, проводится процедура внесения изменений в акт.

Нормативно-правовые акты, принятые с превышением компетенции, выявлены в 51 муниципалитете Свердловским, Нижнетагильским, Новоуренгойским, Челябинским, Курганским, Пермским, Карталинским, Серовским, Оренбургским и Орским транспортными прокурорами. Во всех случаях приняты меры по исключению незаконных положений.

Уральской транспортной прокуратурой работа в этом направлении продолжена.