Интервью и выступления

  • 4 августа 2020, 11:51
  • Дроздецкий Владимир Анатольевич
«Прокурор должен смотреть людям в глаза»: новый глава Уральской транспортной прокуратуры дал эксклюзивное интервью печатному изданию «Областная газета»
  Текст
  1 Изображения
   

Месяц назад Президент России Владимир Путин назначил своим указом нового Уральского транспортного прокурора. Им стал государственный советник юстиции третьего класса Владимир ДРОЗДЕЦКИЙ, который ранее занимал должность заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе. «Облгазета» встретилась с ним и узнала, какие задачи стоят перед ведомством в условиях эпидемии нового коронавируса.

Перемены к лучшему

– Владимир Анатольевич, по предыдущей службе вы хорошо знакомы с регионами Уральского округа. На вашем новом посту к ним добавились ещё два новых субъекта РФ — Оренбургская область и Пермский край. Какие приоритеты видите на новой должности?

– Уральский транспортный регион — один из крупнейших в России, расположенный на территории сразу двух федеральных округов со своей управленческой и логистической спецификой. Регион насыщен транспортной инфраструктурой, причём самой разной — не только железными дорогами, авиаузлами, но и водными артериями. Самое насущное для нас сейчас — защита социальных и трудовых прав граждан. Из-за эпидемии COVID-19 работники транспорта, как и остальные категории населения, оказались в непростой экономической ситуации. Работодатели где-то могут начать перераспределять денежные средства из фонда оплаты труда на другие цели. Транспортные прокуроры уже столкнулись с этим, но благодаря тому, что они сработали на упреждение, острой ситуации удалось не допустить. То же самое касается и выплат медикам, которые работают в учреждениях здравоохранения на транспорте и противодействуют новому коронавирусу. Если человек не получит выплаты на руки, мы будем действовать жёстко.

– В вопросах обеспечения транспортной безопасности тоже будут изменения?

– По ряду направлений – безусловно. В частности, чувствительной проблемой остаётся непроизводственный травматизм и гибель людей на объектах транспортной инфраструктуры. Здесь я бы отметил конструктивную роль Свердловской железной дороги, в отличие от авиаперевозчиков, которые пока не спешат наладить с нами диалог. В силу финансовых и организационных сложностей невозможно полностью перекрыть от пешеходов каждый железнодорожный перегон или переход. Но мы составили список наиболее опасных точек в Свердловской области и других регионах и в ближайшее время будем решать эту проблему. Постоянного внимания от нас требует и травматизм несовершеннолетних. Романтизация поездок на электричках среди молодёжи, когда их называют якобы красивым словом «зацепинг», не добавляет нам оптимизма. Это приводит к подростковым смертям и тяжёлым поражениям электротоком. На эту проблему надо смотреть шире: не с точки зрения самой беды, сколько с позиций безнадзорности детей и невыполнения их родителями своих обязанностей по воспитанию. Именно они должны предупреждать неправильное поведение своих чад.

Публичная открытость 

– Актуальными в повестке дня остаются и инциденты с участием авиадебоширов…

– Эта проблема находится, скорее, в морально-нравственном поле, чем в правовом. Она касается вопросов общей культуры, достойного поведения в обществе. Нужны воспитательные меры, но, если такое событие случается, никаких компромиссов быть не может. Мы остро реагируем на подобные случаи. Вы и сами помните, как на прошлой неделе в аэропорту Кольцово сняли с самолёта рейсом Санкт-Петербург – Хабаровск нетрезвого гражданина. Человек летел с одного конца страны в другой, а был высажен в Екатеринбурге по банальной причине — не смог ужиться с другими людьми внутри замкнутого пространства. Почему? При расследовании мы обязательно это выясним, как и то, что предшествовало этому правонарушению. К сожалению, на профилактику в таких ситуациях сработать сложно.

– Столкновения воздушных судов с птицами тоже никуда не исчезли. Какие меры будет принимать Уральская транспортная прокуратура для их снижения?

– Хорошо, что большинство из них обходятся без человеческих жертв. И надо сказать спасибо за это нашим гражданским лётчикам, в частности, пилотам самолёта Airbus А321 «Уральских авиалиний» Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину, которые год назад спасли воздушное судно после попадания в его двигатель птиц. Вопрос обеспечения транспортной безопасности на приаэродромных территориях — очень серьёзный. Многие транспортные чиновники легкомысленно относятся к нему, хотя разграничение аэродромов от прилегающих земель должно быть приоритетом в их работе. Но и здесь мы наблюдаем положительную динамику: если к маю у нас было всего лишь 14 таких разграниченных территорий, то сейчас уже 18. Зонирование ведь предусмотрено не для галочки, а чтобы в одних зонах не допустить свалки, в других — роста растительности, которая бы не позволяла гнездиться птицам. Вопросы экологии важны для нас. В связи с массовыми природными возгораниями в Свердловской и Челябинской областях, ХМАО-Югре мы выявили более 70 нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров в полосе отвода железной дороги. Сейчас они устраняются.

– Каковы итоги работы Уральской транспортной прокуратуры в первом полугодии 2020 года?

– Статистика фиксирует снижение числа правонарушений и преступлений по основным направлениям нашей работы. Но с этими процессами нужно разбираться. У прокурора в силу его надзорного функционала критическое восприятие криминогенной обстановки. Он всегда очень настороженно относится к серьёзным колебаниям — снижению или росту показателей. Мы пытаемся разобраться и понять, почему так происходит. Сейчас анализируем имеющиеся цифры, чтобы удостовериться в объективности этих процессов и их пользе для общества. Мы можем сколько и чего угодно фиксировать, но оценку нашей работе должны давать обычные люди. Мы максимально открыты для них. И это не дань моде, а важный источник свежей информации. Общественность видит ситуацию незамыленным глазом. Зачастую из-за рутины у прокуроров притупляется острота восприятия человеческих проблем — за формальными требованиями закона мы перестаём их слышать. Любой прокурор должен в первую очередь общаться с людьми. Прокурор должен смотреть людям в глаза, выстраивать с ними диалог и иметь мужество выслушивать порой неприятные вещи в свой адрес, правильно реагируя на них. Мы готовы общаться на любых площадках с представителями общественных, частных и государственных структур. Их инициативы найдут у нас отклик. Самое главное, чтобы они имели правозащитную повестку.

Прокуроры тоже болеют

– Как изменилась работа транспортной прокуратуры во время эпидемии коронавирусной инфекции?

– Санитарно-эпидемиологические ограничения забрали у нас возможность быть на объектах проверок, общаться с гражданами, проводить очные мероприятия с участием должностных лиц, выходить в коллективы. Коронавирус не исключил всего этого полностью, но здорово ограничил наши возможности. Конечно, это не могло не сказаться на интенсивности прокурорской деятельности. Но прокуроры освоили современные способы и технологии общения, которые позволяют визуализировать наше присутствие — это и видеоконференции, и мессенджеры. И приём граждан производится так, и мы с коллегами так общаемся.

Другой аспект проблемы — прокуроры тоже люди, и они тоже болеют. У них есть семьи, они не вырваны из обычных житейских дел: ходят в магазины, живут в тех же домах, что и другие люди. И у нас была сложная ситуация в Пермской транспортной прокуратуре, когда почти всем её сотрудникам пришлось уйти на самоизоляцию. Часть функций, которые нельзя было реализовывать дистанционно, аппарат Уральской транспортной прокуратуры взял на себя, например, надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Есть такие ситуации и в других нижестоящих прокуратурах, в частности, в Нижнем Тагиле и Кургане. Прокуроры постоянно взаимодействуют с поднадзорными органами, следователями, судьями. Мы сейчас пытаемся выявить эти связи, чтобы предупредить распространение COVID-19 в нашей среде.

– Чем вы увлекаетесь в свободное от работы время?

– Прокурорская деятельность накладывает свой отпечаток на отдых. Мне нравится проводить время в саду, заниматься огородом, ходить за грибами и ягодами. Но мест своих не раскрою (смеётся). Рыбалка и охота — тоже в почёте. Когда ты пять дней в неделю сидишь в одном и том же кабинете, теряется гармония с природой. Чтобы её восполнить, я провожу весь досуг в лесу или на дачном участке. Есть в этом что-то родное и близкое для меня.

Досье «ОГ»

Владимир ДРОЗДЕЦКИЙ родился в 1975 году в Верхней Пышме. В 1997 году окончил Уральскую государственную юридическую академию. Годом ранее поступил на службу в прокуратуру родного города. В разные годы работал следователем, старшим следователем, прокурором отдела следственного управления прокуратуры Свердловской области. В мае 2001 года назначен прокурором отдела управления Генеральной прокуратуры России в УрФО, с мая 2006 года – старший прокурор. В июне 2008 года занял пост заместителя начальника управления – начальника отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью. Почётный работник прокуратуры России. Женат, воспитывает дочь и сына.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».Опубликовано в №140 от 04.08.2020 

Распечатать