Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 20 марта 2019, 21:17
О положительном опыте работы прокуратуры Волгоградской области при осуществлении надзора за соблюдением ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора
  Текст

Прокурорам субъектов 

Российской Федерации и 

приравненным к ним прокурорам 

специализированных прокуратур

07.07.2011

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

О положительном опыте работы прокуратуры 
Волгоградской области при осуществлении 
надзора за соблюдением ограничений, налагаемых 
на гражданина, замещавшего должность 
государственной или муниципальной службы, 
при заключении им трудового договора

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации изучен опыт прокуратуры Волгоградской области при осуществлении надзора за исполнением требований законодательства, устанавливающих ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

Статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен ряд ограничений в отношении граждан, ранее занимавших должности государственной или муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, несоблюдение которых влечет прекращение трудовых договоров, заключенных с указанными лицами.

Вместе с тем частью 4 ст. 12 названного закона на работодателя возложена обязанность при заключении трудового договора с таким гражданином в десятидневный срок сообщить об этом по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение этого требования предусматривает административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.

По данной статье привлекаются к ответственности должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

В 2011 г. прокурорами Волгоградской области возбуждено более 30 административных производств по ст. 19.29 КоАП РФ.

Так, прокуратурой области возбуждено административное производство в отношении генерального директора ООО «ИЦ» который 06.12.2010 заключил трудовой договор с ранее состоявшим на государственной гражданской службе в должности консультанта организационно-аналитического отдела государственной жилищной инспекции Волгоградской области. В нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» директор общества не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о приеме на работу бывшего государственного служащего. Постановлением мирового судьи он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

По постановлениям прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда мировым судьей привлечены к административной ответственности директор ООО «Волес» а также само юридическое лицо по ст. 19.29 КоАП РФ в связи с тем, что руководитель не направил в установленный законом срок в Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области уведомление о заключении трудового договора с работником, замещавшей ранее должность судебного пристава-исполнителя Фроловского районного отдела названного управления. На директора общества наложен штраф в размере 20 тыс. руб., на юридическое лицо - в размере 100 тыс. руб.

Прокурором Новоаннинского района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя А., который не уведомил Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о заключении трудового договора с бывшим работником Новоаннинского отдела управления. Постановлением мирового судьи индивидуальный предприниматель А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

Вместе с тем при применении ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ необходимо учитывать наличие опубликованного нормативного правового акта об утверждении соответствующих перечней должностей, принятых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), поскольку отсутствие на момент совершения правонарушения такого правового акта служит основанием для прекращения дела об административном правонарушении на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).

В этой связи прокуратурой Волгоградской области инициированы проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части принятия и опубликования соответствующих правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления.

При выявлении принятых и неопубликованных актов прокуратурой области и горрайпрокурорами в защиту интересов неопределенного круга лиц – потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих), муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих) были направлены в суд исковые заявления о понуждении к опубликованию приказов и распоряжений, устанавливающих перечень должностей государственной гражданской службы, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Судебная практика по рассмотрению исковых заявлений данной категории свидетельствует, что они удовлетворяются в полном объеме, поскольку уклонение от обязанности по опубликованию правового акта препятствует исполнению работодателем требований федерального законодательства о необходимости информировать при приеме на работу бывшего служащего государственный орган (орган местного самоуправления), в котором он ранее занимал определенную перечнем должность, а также способствует совершению работодателями и бывшими служащими правонарушений.

Всего в первом полугодии 2011 г. горрайпрокурорами в суды общей юрисдикции направлено 66 исковых заявлений с требованиями о признании незаконными бездействий органов местного самоуправления и понуждении утвердить перечни должностей муниципальной службы, установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Также в суды общей юрисдикции прокуратурой области и горрайпрокурорами направлено 55 исковых заявлений о признании незаконными бездействий органов государственной власти и органов местного самоуправления и понуждении к опубликованию нормативных правовых актов об утверждении указанного перечня должностей.

Все заявленные прокурорами требования удовлетворены судом либо ответчиками в добровольном порядке до вынесения решения по делу.

Кроме того, горрайпрокурорами внесено 62 представления главам муниципальных образований об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, связанных с непринятием либо неопубликованием перечней должностей, на которые распространяются ограничения, установленные действующим законодательством.

К административной ответственности привлечено 8 должностных лиц по ст. 13.20 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности за нарушение порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Помимо этого, в случае выявления нарушения бывшими государственными и муниципальными служащими требований части 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», обязывающей их сообщать работодателю о последнем месте своей службы, прокурорами в соответствии с ч. 3 этой же статьи принимались меры для прекращения трудового договора, заключенного с данным гражданином.

Так, прокуратурой г. Волжского установлено, что ранее замещавший должность ведущего специалиста (дознавателя) Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Б. при трудоустройстве в ООО «ЧОП» скрыл факт замещения им должности федеральной государственной службы и представил новую трудовую книжку, в которой отсутствовали сведения о предыдущем месте работы. По причине сокрытия указанной информации, данное должностное лицо не направило уведомление по последнему месту службы в управление. Данные факты послужили основанием для внесения прокурором г. Волжского руководителю ООО «ЧОП» представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого данное должностное лицо уволено по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора).

Настоящее информационное письмо направляется для использования в работе и применения в практической деятельности всего комплекса мер по привлечению к установленной законом ответственности виновных в совершении коррупционных правонарушений.

Первый заместитель 
Генерального прокурора 
Российской Федерации

А.Э. Буксман