Прокурор разъясняет

  • 8 июня 2025, 20:00
С 01 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минтранса России от 31.10.2024 № 386, которым обновлен Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов
  Текст

С 01 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минтранса России от 31.10.2024 № 386, которым обновлен Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов.

Новый приказ Минтранса России помимо прочего регулирует вопросы формирования стоимости воздушной перевозки пассажиров и багажа, установления тарифов и сборов, расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира или изменения договора воздушной перевозки пассажира. Указанный нормативный правовой акт призван дополнительно регламентировать деятельность организаций, оказывающих услуги воздушных перевозок, и связанных с ними компаний.

 

ВАЖНО!

Изменения коснулись возможности пассажиров использовать обратный билет при добровольном отказе от полета. 

К примеру, если в соответствии с действующими положениями приказа Минтранса России от 25.09.2008 № 155, регулирующего аналогичные правоотношения, перевозчик вправе аннулировать билет в обратную сторону при неявке пассажира к месту вылета, то с 01.09.2025 пассажир сможет воспользоваться обратным билетом независимо от явки на первоначальный рейс в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктом 60 приказа Минтранса России от 31.10.2024 № 386. 

➢ Изменения условий договора воздушной перевозки вызваны опозданием пассажира на регистрацию пассажиров и оформление багажа в аэропорту либо в связи с опозданием пассажира на посадку в воздушное судно в аэропорту. 

➢ Пассажир уведомил перевозчика в аэропорту о намерении продолжить перевозку на следующих участках маршрута перевозки не позднее чем через два часа после вылета рейса, на который пассажир опоздал, и до окончания регистрации пассажиров на следующий рейс по маршруту перевозки.

➢ Время от вылета рейса, на который пассажир опоздал, до вылета рейса на следующем участке маршрута перевозки составляет не менее чем 24 часа, и условия перевозки на следующих участках маршрута перевозки не изменяются.

 

Следует учесть, что в таком случае уплаченная за воздушную перевозку плата за перевозку не возвращается и последующие изменения в условия перевозки не вносятся.

При этом, дополнительная плата за перевозку на последующих участках маршрута перевозки с пассажира не взимается.

Однако с пассажира взимается плата за операции по изменению условий договора.

 

Приведенные выше условия не применяются к случаям вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира (отмена или задержкарейса, указанного в билете; изменениеперевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, подтвержденная медицинскими документами,  смерть члена его семьи или близкого родственника, подтвержденнаядокументально при наличии уведомления об этом перевозчика в установленный Федеральными авиационными правилами срок и другие). 

Подробный перечень случаев вынужденных отказов пассажира от перевозки содержится в пункте 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункте 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.