Прокурор разъясняет

  • 31 июля 2025, 17:00
Права пассажиров при осуществлении перевозок внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом
  Текст

Вопросы соблюдения прав пассажиров на железнодорожном, воздушном и водном транспорте находятся на постоянном контроле в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.

При осуществлении перевозок внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом каждый пассажир обладает правами, соблюдение которых обязательно для перевозчиков.

В случаях задержек авиарейсов, отправления поезда и судов пассажиры вправе отказаться от договора перевозки и получить возврат оплаты за проезд в полном объеме, обращаться к перевозчику с претензией о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда, а также в суд с исковым заявлением при отказе перевозчика удовлетворить претензию.

Одновременно с этим в случае задержки авиарейсов в соответствии с п. 99 Федеральный авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82, авиакомпания должна бесплатно организовать для пассажиров перечень услуг, который зависит от продолжительности задержки отправления рейса:

- не зависимо от времени задержки – перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7-ми лет;

- при ожидании отправления рейса более 2-х часов – два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и обеспечение прохладительными напитками;

- при ожидании отправления рейса в дневное время более 4-х часов и далее каждые 6 часов – обеспечение горячим питанием, в ночное время питание предоставляется каждые 8 часов;

- при задержке более 8-ми часов в дневное время и более 6-ти часов в ночное время – размещение в гостинице. При этом осуществляется доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;

- также перевозчик обязан организовать хранение багажа.

В случае задержки отправления поезда или его опоздания на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригодном сообщении, в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и соответствующими Правилами оказания услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 810, перевозчик также уплачивает пассажиру штраф в размере 3 % стоимости за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка отправления или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных независящих от перевозчика обстоятельств.