Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны
Артамонов Александр Петрович родился в 1915 году.
В 1939 году был призван в ряды Советской Армии в возрасте 24 лет.
С октября 1941 года по 9 мая 1945 года принимал участие в Великой Отечественной войне в качестве военного следователя, прокурора стрелковой дивизии на Прибалтийском, Ленинградском, Белорусском фронтах. Награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественной войны II степени», а также 8 медалями.
С 1960 по 1980 год Артамонов А.П. работал в прокуратуре Куйбышевской области прокурором Самарского, Ленинского районов г. Куйбышева.
За заслуги в деле укрепления законности и правопорядка ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР».
02.06.2002 Артамонов А.П. скончался.
Воспоминания об отце Артамонове Александре Петровиче.
В начале Великой Отечественной войны мой отец (Артамонов Александр Петрович) призывается в армию и 8 ноября 1941 года в составе 65-й стрелковой дивизии со стадиона «Буревестник» г. Куйбышева, где с напутственной речью выступили М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов, отправляется солдатом на фронт.
В начале 1942 года Артамонов А.П. был переведен в 310-ю стрелковую дивизию и назначен следователем военной прокуратуры. До 1944 года 310-я стрелковая дивизия в составе 54-й армии Ленинградского фронта вела оборонительные и наступательные бои в районе города Волхов, принимала активное участие в Тихвинской операции. В январе 1944 года в ходе наступательных операций 54-я армия разгромила группировку противника 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград. За проявленное мужество и героизм ряд солдат и офицеров были награждены, в том числе и майор юстиции Артамонов А.П., получивший орден Красной Звезды. В этом же году он был назначен военным прокурором 311-й дивизии. В составе 1-го Белорусского фронта дивизия участвовала в Восточно-Померанской операции, наступлении и ликвидации Штеттинской группировки противника, освобождала Варшаву, участвовала в битве за Берлин.
Из воспоминаний Артамонова А.П. «Прокуратура дивизии располагалась, как правило, вместе со штабом дивизии. Поэтому в поле зрения прокурорского надзора находились практически все вопросы, касающиеся жизнедеятельности дивизии: обеспечение военной дисциплины, подвоз боеприпасов, продовольствия, эвакуация раненых, питание солдат и т. д. Особенно важно было расследовать случаи дезертирства с переднего края, невыполнения приказа командира, членовредительства. Зачастую виновными оказывались не солдаты, а командиры, которые небрежно относились к своим обязанностям: назначали одних и тех же солдат на пост несколько дней подряд, не контролировали их питание и обмундирование. Важно было предотвратить проступок, не доводя дело до трибунала. Очень часто в интересах дела следствие проводилось на передовой, поэтому случаи совместного с солдатами дивизии отражения атак противника были не редки. Запомнилась встреча с маршалом Жуковым А.Г., когда он посетил дивизию в ходе инспекционной поездки. Готовилась наступательная операция, и план ее был разработан и заранее доведен до всех командиров частей. Тем не менее, все очень волновались, ожидая «не стандартных» вопросов относительно боевой службы. Прибыв в нашу дивизию и выслушав доклад командира дивизии генерал-майора Владимирова Б.А., он выборочно опросил отдельных командиров об их задачах в ходе боевой операции и в жесткой форме предупредил о персональной ответственности. Обратившись ко мне, он предложил сформулировать задачу прокуратуры, которая, на мой взгляд, заключалась в следующем: контроль за организацией взаимодействия частей, их боевого настроя, обеспечения горючим и боеприпасами, недопущения дезертирства.
Помню, как пришла долгожданная Победа. По радио передали о полной и безоговорочной капитуляции Германии. Мы выбежали на улицу, все что-то кричали, солдаты и офицеры обнимались, многие плакали, в небо взлетали сигнальные ракеты, трассирующие пули. Это был самый счастливый день моей жизни - праздник со слезами на глазах.
За время войны состав прокуратуры в результате ранения или гибели сотрудников сменился несколько раз. Сам Артамонов А.П. был дважды госпитализирован в результате контузии, но после лечения возвращался в строй. В мае 1945 года Артамонов А.П. оставил свой автограф на стене Рейхстага. Евгений Долматовский в книге «Автографы Победы» пишет, что прокурор Самарского района г. Куйбышева дошел до Рейхстага и поставил свою подпись под приговором фашизму: «Правильно: подпись прокурора на месте».
март 2015 года
В.А. Артамонов