Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны
Медаль «За оборону Кавказа», фотографии в гимнастерке, удостоверения прокурора… Экспозиционная витрина музея прокуратуры Омской области содержит немало документов о фронтовом пути Алексея Леонтьевича Ронина.
Уроженец Томска Алексей Ронин с 1935 по 1941 годы с двухгодичным перерывом на срочную армейскую службу работал в органах прокуратуры – по комсомольскому призыву после обучения на кратких юридических курсах был направлен сначала в Алтайский край, затем – в Ростовскую область (Закавказский военный округ), оттуда и мобилизован в войска Закавказского фронта.
В 1942 году старший лейтенант юстиции А. Ронин являлся следователем военной прокуратуры 11 гвардейского стрелкового корпуса (участие в Северо-Кавказской и Новороссийско-Таманской операциях), в 1943 году - 39-го района авиа-базирования, в 1944-м – 75-й стрелковой дивизия… Можно представить, сколько сил и мужества требовалось военным прокурорам (вместе с сотрудниками СМЕРШа), чтобы на фронте проводить работу по выявлению шпионов и дезертиров, заниматься допросами и следственными экспериментами, назначать экспертизы и выполнялись другие процессуальные действия.
Войска Закавказского фронта в ходе битвы за Кавказ (1942-1943 гг.) в августе-декабре 1942 года во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией остановили наступление противника. В январе 1943 года группы войск фронта перешли в наступление. С 1943 года по 1945 год части Закавказского фронта, в том числе 75 стрелковая дивизия, прикрывали Черноморское побережье на участке Лазаревское-Батуми.
Медалью «За оборону Кавказа» Алексей Ронин был награжден согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года. Вручил награду 16 марта 1945 года военный прокурор Закавказского фронта полковник юстиции Хомченко И.И., о чем был составлен акт № 2929.
Со службы Алексей Леонтьевич был демобилизован в апреле 1947 года.
Приехав в Омск, где до войны жила родственница умершего еще в детстве отца, военный следователь А.Л. Ронин поменял форму на прокурорский мундир. Его назначили народным следователем Молотовского района Омска. Практически сразу он показал себя в расследовании крупного хищения группой работников сберкассы (на сумму около 88 тысяч рублей): сумел вскрыть схему хищения путем выписки с чужих вкладов фальшивых переводов на свое имя в разных городах страны.
Спустя несколько месяцев после резонансного дела последовал его перевод в городскую прокуратуру. В характеристике 1949 года о нем написано: «Может производить расследование по групповым сложным делам. Умело собирает доказательства и правильно дает им оценку. В работе культурен, инициативен, дисциплинирован».
В период 1957-1960 гг. А.Л. Ронин, работая следователем прокуратуры Куйбышевского района Омска, совмещал работу с учебой на заочном отделении Свердловского юридического института. С 1960 года он становится помощником прокурора этого же района, а затем – заместителем райпрокурора. За успехи в работе в 1972 году приказом Генпрокурора СССР А.Л. Ронин был поощрен ценным подарком – наручными часами.
Коллеги отмечали под внешней строгостью А. Ронина чуткость, чувство юмора. У него был авторитет и среди поднадзорных сотрудников милиции. Когда в 1982 году в возрасте 68 лет А.Л. Ронин уходил на пенсию, на проводах кроме коллектива прокуратуры, присутствовал весь состав Куйбышевского РОВД.
О характере, внутреннем стержне Алексея Леонтьевича вспоминали сослуживцы и спустя годы после его смерти в 2006 году. В Омской академии МВД России в 2012 году проходил круглый стол, посвященный становлению следственных органов МВД России, и один из участников-следователей вспомнил своего первого надзирающего прокурора – А.Л. Ронина: «Маленький, щуплый человек, но сила духа… Видел нас насквозь. Как говорится, у него не забалуешь! С ним можно было решать сложные вопросы, но как-то по-человечески и строго по закону».