Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны
Калмыков Петр Григорьевич родился в 1923 году в Волгоградской области в крестьянской семье. Он ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. Весну 1944 года встретил на фронте. Позади было солдатское обучение, проходить которое он отправился, получив повестку в 1941, еще будучи девятиклассником. И запасная воинская часть, полковая школа, где сельский парень стал младшим командиром, и военное училище, которое Петр Калмыков закончил в ноябре 1943 года.
Война началась для них, вчерашних школьников, не сразу, наступала постепенно, брала в окружение по всем правилам военного искусства. Отметок в этой солдатской школе не было. Впрочем, отстающих тоже.
- Мы понимали, что приближается время, когда мы окажемся на фронте, - вспоминал Петр Григорьевич. - Чувствовали, что идет война, хотя наша подготовка проходила в глубоком тылу.
В 18 лет Петру Григорьевичу присвоили звание младшего сержанта. А в ноябре 1943 он был уже командиром взвода, сформированного на Урале. Но до того, как оказаться на передовой, ему еще предстояло познакомиться со своими солдатами.
Во взводе Калмыкова оказались те, кто пошел воевать прямо из мест лишения свободы - бывшие заключенные, желавшие искупить вину и избавиться от судимости.
По словам Петра Григорьевича, политзаключённых среди его новобранцев не было. Хулиганство, хищения, бытовые преступления - основные причины, по которым перед войной оказались за решеткой попавшие теперь в его подчинение бойцы. При этом все они считали профессию юриста самой уважаемой и необходимой, имея особое понятие о справедливости.
Свою, далеко не всегда лестную, оценку системе советского правосудия, которая была весьма интересна молодому командиру Калмыкову, рядовые с уголовным прошлым давали уже в перерывах между боями на Украинском фронте. Если, конечно, можно было назвать перерывами минуты то ли затишья, то ли глухоты, в которые уже не различить разрывов снарядов и мин.
- Все сливается в сплошной адский гул, от которого не только у людей судорожно сжимаются мышцы, но и сама земля дрожит и стонет под ногами... - Петру Калмыкову не забыть эти бои, в которых происходило освобождение Николаева, переправы через реку Новый Буг.
Затем - ночной прорыв в Барановичах, операция «Багратион», разведывательные действия на территории Белоруссии. В одном из ожесточенных боев Петр Калмыков был ранен. Выжил, оказался в госпитале, но вернуться в строй, чтобы дойти до Берлина, уже не смог. За проявленное мужество в бою награжден орденом Красной Звезды.
В память о фронте осталась не только поврежденная нога. Общение с бойцами, сменившими тюремную одежду на гимнастерки, заставило задуматься о сущности правоохранительной системы, пробудило такой сильный интерес к юриспруденции, что сомневаться в выборе мирной профессии Петру Калмыкову уже не пришлось. Оконченного среднего образования у него не было, так что путь в вуз был закрыт. Но в Саратовскую юридическую школу поступил. А потом и во Всесоюзный юридический заочный институт.
Уже во время учебы работал в органах прокуратуры. Сначала помощником прокурора. Затем - прокурором Даниловского района в Волгоградской области, после - и на Дону, в Тацинском районе. - 13 лет мне довелось работать прокурором Батайска, - рассказывал Петр Григорьевич. - Там главной задачей стала борьба с преступностью среди несовершеннолетних. И в этой сфере удалось добиться неплохих результатов.
В 1974 году Петр Калмыков возглавил прокуратуру Таганрога. Тут уже, по его словам, дела оказались более серьезными, чем батайская детская преступность, - хулиганство, хищения.
За время с января 1974 по февраль 1984 года, что Петр Григорьевич занимал должность прокурора Таганрога, город стал безопаснее. И его работа многократно признавалась столь успешной, что была удостоена многих положительных оценок, признаний и благодарностей не только со стороны прокуратуры Ростовской области, но Генпрокуратуры и Президиума Верховного Совета РСФСР.
Прокурор Калмыков неоднократно поощрялся прокурором СССР, прокурором Ростовской области. За заслуги в укреплении законности ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР». Он был работником высокой квалификации и сейчас является авторитетом для молодого поколения прокурорских работников.