Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны

Назад Чернядьев Вячеслав Николаевич

Родился 30 октября 1923 года.

После окончания Казанского юридического института прошёл путь от народного судьи до прокурора Кировской области.

Участник Великой Отечественной войны.

Принимал участие во многих сражениях, дважды был ранен. Дошел до Берлина. Награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени» и медалями «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

После выхода на пенсию в 1996 г. на протяжении 18 лет Вячеслав Николаевич возглавлял ветеранскую организацию прокуратуры Кировской области. Скончался в 2004 г.

Из воспоминаний Вячеслава Николаевича Чернядьева:

- В 1941 году я был еще несовершеннолетним, до сих пор помню, что где-то с весны мною овладело какое-то тревожное чувство, которое особенно усилилось после опубликования известного опровержения ТАСС о том, что не-смотря на концентрацию немецких войск возле нашей границы, между СССР и Германией сохраняются хорошие отношения и дружба, не очень-то в это верилось.

Когда началась война, главным в жизни каждого из нас стали события на фронте. Все личное отодвинулось на задний план. Где-то через месяц или два получили извещение о гибели брата матери старшего лейтенанта Якова Михайловича, который жил с нами и которого мы все очень любили. В сентябре 1941 г. добровольцем ушел в армию, а затем на фронт отец, а осенью 1942 г. и я был призван в армию. Несмотря на слезы матери, я уходил в армию с чувством удовлетворения. И не потому что по молодости лет недостаточно представлял себя трагедию призыва во время самой страшной и кровавой войны, каких еще не переживало до сих пор человечество. Все это я понимал, но наше поколение (я сужу о себе и своих товарищах) было воспитано патриотами. Мы все верили в великое социалистическое будущее своего народа и страны, что подтверждалось ее кипучей жизнью, постоянными достижениями в области науки, техники, промышленности, сельского хозяйства. Мы все знали что нес на своих штыках нашему народу немецкий фашизм.

Каждый из нас готов был пожертвовать своей жизнью для защиты Родины. Поэтому когда мне приходилось еще дома читать о подвигах Зои Космодемьянской, Гастелло, а позднее Матросова и тысячах других, меня это не удивляло. Многие из нас были готовы идти на подвиг, правда, не каждый, вероятно, нашел бы в себе силы броситься грудью на стреляющий пулемет. Патриотизм подогревался и письмами матери.

Меня в числе других кировских ребят направили в Винницкое военно-пехотное училище, когда до окончания, оставалось несколько месяцев, училище в полном составе было направлено на фронт под Курскую дугу. Когда мы прибыли на фронт, тяжелые бои были в основном закончены, училище пополнили собой убыль в частях 3 гвардейской танковой армии. Я был зачислен в отдельный мотобатальон, который участвовал в преследовании отступавшего противника до р. Днепр, а затем, переправившись через Днепр на Букринском плацдарме у с.Григоровка, наш батальон держал оборону. За это время я со своими товарищами неоднократно попадал под бомбежку и под артобстрелы, были первые жертвы. Приобретался опыт войны, немцы пытали сбить нас в реку с плацдарма, но мы устояли и, я думаю, это благодаря опытным воинам-ветеранам, от которых и мы многому научились.

В октябре 1943 г. армия была переброшена на Лютяжский плацдарм, тоже на Днепре, но южнее, и ей предстояло совершить 200 километровый марш вдоль фронта в ночное время. Марш был очень сложный.

Представьте себе: в кромешной темноте двигаются танки, машины, лошади и мотоциклы. Мой товарищ – Павел Черемискин, тоже из Кирова, со своим мотоциклом попал под танк. Остался жить, но стал калекой. Я помню, однажды, мы со своим мотоциклом в этой темноте завязли в какое-то озеро. В силу определенных обстоятельств я затем был зачислен в артиллерийскую часть, и в конце января 1944 года, это уже на территории Житомирской области при отражении танковой атаки немцев, когда большая часть батареи погибла, я получил ранение в левое бедро, осложнившееся заражением крови, после чего началось пребывание в госпиталях. В начале в Саранске, а затем в Кирове в помещении, где сейчас находится школа № 16.

Осенью 1944 года снова фронт, в начале в составе артиллерийской разведки, корректировали огонь своего дивизиона, участвовали в прорыве обороны противника на р. Висле, а затем в составе разведки стрелкового полка, где пешком, где на трофейной машине или верхом на конях двигались впереди своей части, можно сказать на плечах отступавшего противника. Иногда попадали в сложное положение, когда приходилось чудом избегать гибели. К этому времени я хорошо уже чувствовал и понимал обстановку, как надо вести себя в сложившихся обстоятельствах и это помогало избегать нежелательных для себя последствий.

Участвовал в прорыве обороны противника на р. Одер и мне в составе своего взвода разведки удалось дойти до окраины Берлина. Это было уже где-то в апреле месяце 1945 г. Нам тогда показалась оборона немцев слабой на своем участке, и мы, не дожидаясь, когда подойдет наш полк, пошли в атаку. Я был ранен в левую руку, пулевое ранение. Опять госпиталь в Польше, а затем уже служба в различных частях в Германии.

За участие в боях награжден медалью «За отвагу», орденом «Отечественной войны I степени». Почти 2 года после войны прослужил в различных частях в Потсдаме и Магдебурге. В то время военнослужащие более или менее могли свободно выходить за территорию своего расположения и я мог наблюдать хорошие отношения наших солдат с немецким населением.

Где-то летом 1945 года, когда я находился в Потсдаме, я вдруг встретился с отцом. Оказывается, мама сообщила ему, где я нахожусь, он взял отпуск, тем более их часть убывала в Россию, и приехал ко мне. Он меня увидел рядовым, а я его старшим лейтенантом, а грудь его украшали три ордена.

Из книги прокуратры Кировской области "К 290-летию Российсой прокуратуры", 2011 г.