Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны

Котлов Василий Иванович родился в 1922 году в Пензенской области. После окончания средней школы поступил в Саратовский техникум физической культуры, который окончил в 1941 году.

В сентябре 1941 года Котлов В.И. призван на военную службу в Красную Армию и как дипломированный специалист-спортсмен направлен в город Казань инструктором лыжной подготовки в 25-й запасной лыжно-стрелковый полк. С февраля 1942 года воевал на III Украинском фронте на Харьковском направлении в качестве минометчика отдельного лыжно-стрелкового батальона. Первое боевое крещение получил под Харьковом. 8 марта 1942 года был ранен. После госпиталя вновь участвовал в боях, был наводчиком противотанкового орудия. Вновь дважды тяжело ранен, после длительного лечения в госпитале в 1944 году демобилизован по состоянию здоровья.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После демобилизации из Вооруженных Сил Василий Иванович работал военным руководителем в Золотовской средней школе Саратовской области. В 1948 году по рекомендации партийных органов был направлен на учебу в Саратовскую юридическую школу. В органах прокуратуры с 1950 года. Работал народным следователем прокуратуры Мантуровского района Курской области, прокурором Томаровского, Борисовского, Губкинского районов Белгородской области, прокурором города Губкина.

Котлову В.И. присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР».Из воспоминаний Котлова В.И.: «В 1941 году, когда началась война, я окончил Саратовский техникум физической культуры. Получил аттестат преподавателя физкультуры, был физически и морально здоровым человеком, готовым работать в учебных заведениях с детьми, готовить их к труду и обороне страны и быть счастливыми в жизни. Но война помешала этому осуществиться. Я был призван в ряды Красной Армии, направлен в г. Казань в запасной полк, где готовили особые стрелковые батальоны. Меня определили в группу инструкторов лыжной подготовки и штыкового боя солдат. С одним из таких батальонов я был отправлен на фронт под Харьков, где в районе села Балаклея участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. 8 марта 1942 года был ранен. Находился на лечении в Средней Азии в городе Самарканде.

После восстановления был вновь направлен на фронт. Во время войны получил два ранения, контузию, серьезное заболевание и после длительного лечения в госпитале в г. Тбилиси получил отпуск. Прибыл к родителям. Местный райвоенкомат определил меня на работу в среднюю школу преподавателем военного дела и физической культуры. Ранения, обострившиеся фронтовые болезни очень мешали физическим нагрузкам, занятиям спортом. По советам врачей с болью в душе мне пришлось принять решение искать замену этой работе. В это время я был членом ВКП(б). Райком партии предложил пойти учиться в двухгодичную партийную школу или в юридическую школу. Я выбрал юридическую школу в городе Саратове, окончил ее в 1951 году и был направлен на работу народным следователем в прокуратуру Курской области. Так началась моя жизнь в органах прокуратуры, которая длилась без перерыва более 30 лет...

Работая в прокуратуре, я верой и правдой служил закону, охранял интересы государства, защищал права граждан. Горжусь, что в процессе работы воспитал хорошие прокурорские кадры, многие мои ученики работают сейчас прокурорами городов, районов, руководят областными организациями. Я всегда старался окружить молодых работников вниманием, заботой, отеческим теплом, но в то же время был требовательным, принципиальным в работе. Помнил, что для прокурора главным является закон, и стремился всегда и везде доказывать, что в самом законе заложены и политика, и целесообразность, поэтому его нужно неукоснительно соблюдать всем… Как прокурор я всегда был принципиален и отстаивал свою позицию до конца, хотя это зачастую не нравилось партийным органам. По уголовному делу о хищении в колхозе был привлечен к уголовной ответственности и арестован главный бухгалтер, с его соучастником – председателем колхоза мы сразу не могли поступить так же, так как он был членом партии и требовалось решение бюро райкома КПСС об его исключении из партии. В то время коммунистов не судили. На пленуме райкома партии рассматривалось мое представление об исключении из партии за совершение преступления этого председателя колхоза. Под перекрестным допросом членов райкома я стоял на трибуне более часа, какие вопросы только не задавали. Мои ответы, доказательства по делу подверглись без основания сомнению, встречались недобрыми выкриками и ехидными усмешками. Когда голосовали, то за исключение проголосовали прокурор и директор детского дома, все остальные проголосовали против. Мое заявление, что я не согласен с таким решением и обжалую его, было встречено недоброжелательно.

Прокурор области поддержал меня, и бюро обкома партии исключило председателя колхоза из партии, который после этого мною был арестован. Таким образом, победил закон, хотя это стоило немало сил и здоровья. Отстаивать закон мне всегда помогала моя безупречная жизнь. Я не пользовался материальными привилегиями, моя семья жила своим трудом, на зарплату, огородами, ведя себя скромно – это очень важно для работника прокуратуры, так как я ни от кого не был зависим, поэтому по закону решал все вопросы, не шел ни на какой компромисс».

Из воспоминаний ветерана прокуратуры Кузнецова А.А.: «Благодаря тщательному, индивидуальному подходу Василия Ивановича к подбору, воспитанию и обучению кадров городской прокуратуры, ежедневному контролю за работой подчиненных сотрудников ему удалось создать и сплотить высокопрофессиональный коллектив. Прекрасно понимая, что в большом городе относительно малочисленный коллектив прокуратуры не может без тесной связки с другими правоохранительными органами и местной властью качественно выполнять поставленные задачи по укреплению законности и правопорядка, Василий Иванович умело и последовательно, используя знания и большой практический опыт, укреплял эти связи. При Василии Ивановиче авторитет прокуратуры был на высоком уровне. Василий Иванович никогда не останавливался на достигнутом, был неутомимым новатором, стремился постоянно совершенствовать формы и методы работы».