Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Ветераны Великой Отечественной войны - участники войны
Евгений Михайлович Багрянский родился в ноябре 1903 г. в городе Ардатов Симбирской губернии в семье служащего. По национальности – русский. В судьбе Евгения Михайловича предопределенность работы в правоохранительной системе была с детства – отец работал писцом в уездной полиции. Мать была простой домохозяйкой и занималась воспитанием Евгения. Однако, в 1906 г., в силу беспорядочного поведения отца (пьянство, картежная игра), мать оставляет его и устраивается на работу в село Григорово Сурского района, первоначально практиканткой, а затем в качестве школьной работницы, где и проработала до 1924 г.
Несмотря на столь суровые события детства, Евгений Михайлович в 1913 году оканчивает сельскую школу в с. Григорово и весной того же года был принят в Ардатовскую мужскую гимназию, где проучился до 1916 г. Тяжелое финансовое положение в семье не позволило ему продолжить обучение, и он был вынужден оставить учебу. Несмотря на это, Евгений Михайлович продолжает упорно заниматься самообразованием и за счет такого усердия в 1919 г. он сдал экстерном экзамены в VI группу вновь открывшейся школы 10-летки в с. Ждамирово, которую и окончил в 1922 г. После ее окончания работал ликвидатором неграмотности в с. Тетюши Атяшевского района до 1924 г.
В 1924 г. он вместе с матерью в связи с ее переводом переехал в с. Паранеи Атяшевского района где и находился до 1925 г., после чего был призван в Красную Армию и зачислен в войска ОГПУ в Средней Азии. Прослужил там сверхсрочно до 1929 г. Служба в тяжелых климатических условиях, вдали от родных и близких, воспитывает в Евгении Михайловиче стойкость духа и дисциплинированность. После окончания срока службы, он принимает решение остаться в Туркменской ССР. По линии Народного комиссариата земледелия Туркменской ССР, где работал в то время на технической работе, был откомандирован на учебу на карантинные курсы инспекторов при Ленинградском институте защиты растений. После окончания которых и был использован на работе в Народном комиссариате земледелия г. Ашхабад Туркменской ССР в качестве карантинного инспектора.
В 1931 г. Евгений Михайлович был назначен начальником секретного отдела Главного Управления Гидрометслужбы Туркменской ССР, проработав в этом подразделении до начала 1934 г., а затем, в связи с заболеванием тропической малярией, по рекомендации врачей, требовавших перемену климата, переехал в г. Зубова Поляна Мордовской АССР, где в то время работала его сестра (школьной работницей) и мать.
Опыт работы с секретной документацией по достоинству был оценен на малой родине Евгения Михайловича. С переездом с 1934 г. он был зачислен начальником секретного отдела совхоза «Мордовия»,
а с 1935 г. по решению закрытого заседания президиума РИКа для усиления работы переведен в Темниковский леспромхоз на ту же должность, где и проработал до 1937 г. Активность молодого специалиста привлекла внимание районного прокурора, по рекомендации которого в январе 1937 г. Евгений Михайлович был выдвинут на работу следователем, а со второй половины 1937 г. утвержден в этой должности.
В годы обострения политического террора в стране он работал в двух районах Мордовской АССР – Темниковском и Тереньгужевском. Евгений Михайлович и сам не избежал репрессий внутри следственных органов республики. В декабре 1937 г. он был от работы отстранен по приказу прокурора Мордовской АССР Трубченко. Уже в начале 1938 г. в прокуратуре РСФСР он был полностью реабилитирован и направлен обратно в прокуратуру Мордовской АССР, однако от дальнейшей работы там он отказался и выехал в г. Кемь по приглашению управляющего трестом Самойленко (позже – нарком лесной промышленности Украинской ССР). На новом месте он получает знакомый для себя фронт работы и становится заместителем начальника специального сектора треста «Севкарельск».
Проработав в этой должности до конца 1939 г., по поручению
Обкома ВКП(б) Карельской АССР был направлен на работу в органы прокуратуры, где был зачислен первоначально следователем, а через полтора-два месяца – прокурором Первомайского района города Петрозаводска. Уже во второй половине 1940 г. он возглавляет весьма важный участок работы – расследование по специальным делам на всей территории Карело-Финской республики в должности помощника прокурора. В этой должности он и встретит Великую Отечественную войну.
Опыт Евгения Михайловича по расследованию особо опасных уголовных дел стало очень востребованным на Карельском фронте. В октябре 1941 г. по линии ЦК Карело-Финской АССР он был мобилизован в Особый отдел Карельского фронта в качестве старшего следователя, а затем через 11 месяцев назначен особо уполномоченным контрразведки «Смерш» Карельского фронта (до мая 1943 г.).
В мае 1943 г. он был выдвинут в Главное Управление контрразведки «Смерш», где и работал до сентября 1943 г. в качестве старшего следователя. За успешное выполнение заданий командования Карельского фронта он был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Советского Заполярья».
Затем – резкая дислокация и перевод его в распоряжение 1-го Украинского фронта в качестве начальника следственного отделения. Работал там до декабря 1944 года. Однако, здоровье Евгения Михайловича уже было подорвано. Ценя его опыт розыскной и следственной работы, Евгений Михайлович был направлен в Амурскую область в военную прокуратуру в качестве старшего следователя, где и находился до момента демобилизации 10 мая 1945 г. Там же он был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Первый послевоенный день – 10 мая 1945 года, он встречает в ставшем для него родным Петрозаводске в прежней должности – помощника прокурора Республики по спецделам. В апреле месяце был переведен в Прокуратуру Ульяновской области, где проработал на аналогичной должности до апреля 1950 г. С указанного периода до октября 1950 г. являлся помощником прокурора Владимирской области, а с октября 1950 г. был назначен исполняющим обязанности помощника прокурора Чувашской АССР по спецделам.
21 июня 1952 г. новое назначение – на должность народного следователя прокуратуры города Чебоксары, а уже 9 августа 1952 г. – на должность помощника прокурора города Алатырь, где проработал до августа 1953 г.