Взаимодействие с Группой государств против коррупции (ГРЕКО)

  • 2 декабря 2016, 13:40
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации переизбран в состав Бюро ГРЕКО
  Текст

В рамках 74-го пленарного заседания Группы государств против коррупции (ГРЕКО), проходящего в Страсбурге, в связи с запуском с 2017 года нового раунда оценки ГРЕКО, посвященного предупреждению коррупции, стимулированию неподкупности и беспристрастности в правительствах и правоохранительных органах, состоялись выборы Президента, Вице-президента и членов Бюро (высший исполнительный орган) ГРЕКО.

Российская делегация на этом мероприятии была представлена ее руководителем – первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Александром Буксманом и действующим членом Бюро ГРЕКО – заместителем начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Асланом Юсуфовым, кандидатура которого выдвигалась российской делегацией для переизбрания.

В соответствии с Уставом и Правилами процедуры ГРЕКО в состав Бюро включаются Президент, Вице-президент и 5 других членов, избранных большинством голосов представителей национальных делегаций в ГРЕКО, обладающих правом голоса.

Уже в первом туре голосования в состав Бюро ГРЕКО избран российский представитель Аслан Юсуфов, получивший 34 голоса из 48 возможных.

Другими членами Бюро стали представительница Словении Вита Хабьян-Барборич, швейцарец Эрнст Гнэги, англичанин Дэвид Мейер и представительница Чехии Хелена Лисучова. Кресло Президента ГРЕКО сохранил за собой хорват Марин Мрчела, тогда как Вице-президентом стала француженка Аньес Метрпьер.

Следует заметить, что основные функции Бюро как высшего исполнительного органа заключаются в подготовке ежегодной программы действий этой организации, проекта бюджета ГРЕКО, организации страновых визитов оценщиков, включая внесение предложений об их кандидатурах, подготовке пленарных заседаний ГРЕКО и др.

 

 

Генеральная прокуратура Российской Федерации в качестве головного ведомства выполняет задачи по обеспечению участия России в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Российская Федерация вступила в ГРЕКО 1 февраля 2007 г. после ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

С 2009 года российскую делегацию в ГРЕКО возглавляет первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. В состав российской делегации также входят заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Аслан Юсуфов, который одновременно является членом Бюро ГРЕКО (высший исполнительный орган ГРЕКО), и представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

После присоединения к ГРЕКО в отношении России проведены совмещенные первый и второй раунды оценки, в ходе которых исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции (независимость этих органов, их компетенция, достаточность ресурсного и иного обеспечения, эффективность работы), вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования, а также особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах. Рассматриваемые раунды оценки успешно завершены Россией в 2012 году.

В этом же году в отношении Российской Федерации завершен анализ по третьему раунду оценки по темам «Криминализация преступных деяний» и «Прозрачность финансирования политических партий». В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте 2012 г. докладе по итогам данного раунда в адрес Российской Федерации высказана 21 рекомендация, 9 из которых по первой теме и 12 по второй. При этом многие из них предполагали не просто выполнение одного или нескольких мероприятий, а фактически – целую реформу в той или иной области.

Во исполнение рекомендаций ГРЕКО Генеральной прокуратурой Российской Федерации была развернута масштабная работа, к которой были подключены все заинтересованные органы государственной власти и общественные институты.

В результате принят ряд нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня, издано постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими органами разработано значительное количество организационно-распорядительных и инструктивных документов.

Вопросы, связанные с реализацией рекомендаций ГРЕКО, регулярно по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассматривались на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В июне 2014 г. в г. Страсбурге (Франция) состоялось 64-е пленарное заседание Группы государств против коррупции (ГРЕКО), на котором принят отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций по итогам третьего раунда оценки ГРЕКО. Из 21 высказанной России рекомендации признаны полностью выполненными 3, частично выполненными – 12, невыполненными – 6.

В 2014–2016 годах Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с рядом государственных органов проведена работа по выполнению оставшихся рекомендаций. По результатам этой работы на 73-м пленарном заседании ГРЕКО принят второй отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций ГРЕКО, согласно которому полностью выполненными признаны 11 рекомендаций, частично выполненными – 10, невыполненных рекомендаций не осталось.

Кроме того, в 2016 году в отношении Российской Федерации начато проведение четвертого раунда оценки по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров».

Важной составляющей участия России в работе ГРЕКО является деятельность российских экспертов при проведении оценок, принятии страновых докладов и отчетов о выполнении рекомендаций.

Российские эксперты проводили оценки и выступали в роли докладчиков в отношении Австрии, Андорры, Германии, Испании и других государств.

Следует отметить, что российская делегация в ГРЕКО, представитель которой является членом Бюро, занимает с учетом интересов Российской Федерации активную позицию при принятии важных организационных и правовых решений, в том числе по внесению изменений в правила процедуры ГРЕКО и иные документы.

Ежегодно представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают участие в четырех пленарных заседаниях ГРЕКО и четырех заседаниях Бюро ГРЕКО.

​​​​​​​

Генеральная прокуратура Российской Федерации в качестве головного ведомства выполняет задачи по обеспечению участия России в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Российская Федерация вступила в ГРЕКО 1 февраля 2007 г. после ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

С 2009 года российскую делегацию в ГРЕКО возглавляет первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. В состав российской делегации также входят заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Аслан Юсуфов, который одновременно является членом Бюро ГРЕКО (высший исполнительный орган ГРЕКО), и представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

После присоединения к ГРЕКО в отношении России проведены совмещенные первый и второй раунды оценки, в ходе которых исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции (независимость этих органов, их компетенция, достаточность ресурсного и иного обеспечения, эффективность работы), вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования, а также особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах. Рассматриваемые раунды оценки успешно завершены Россией в 2012 году.

В этом же году в отношении Российской Федерации завершен анализ по третьему раунду оценки по темам «Криминализация преступных деяний» и «Прозрачность финансирования политических партий». В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте 2012 г. докладе по итогам данного раунда в адрес Российской Федерации высказана 21 рекомендация, 9 из которых по первой теме и 12 по второй. При этом многие из них предполагали не просто выполнение одного или нескольких мероприятий, а фактически – целую реформу в той или иной области.

Во исполнение рекомендаций ГРЕКО Генеральной прокуратурой Российской Федерации была развернута масштабная работа, к которой были подключены все заинтересованные органы государственной власти и общественные институты.

В результате принят ряд нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня, издано постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими органами разработано значительное количество организационно-распорядительных и инструктивных документов.

Вопросы, связанные с реализацией рекомендаций ГРЕКО, регулярно по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассматривались на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В июне 2014 г. в г. Страсбурге (Франция) состоялось 64-е пленарное заседание Группы государств против коррупции (ГРЕКО), на котором принят отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций по итогам третьего раунда оценки ГРЕКО. Из 21 высказанной России рекомендации признаны полностью выполненными 3, частично выполненными – 12, невыполненными – 6.

В 2014–2016 годах Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с рядом государственных органов проведена работа по выполнению оставшихся рекомендаций. По результатам этой работы на 73-м пленарном заседании ГРЕКО принят второй отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций ГРЕКО, согласно которому полностью выполненными признаны 11 рекомендаций, частично выполненными – 10, невыполненных рекомендаций не осталось.

Кроме того, в 2016 году в отношении Российской Федерации начато проведение четвертого раунда оценки по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров».

Важной составляющей участия России в работе ГРЕКО является деятельность российских экспертов при проведении оценок, принятии страновых докладов и отчетов о выполнении рекомендаций.

Российские эксперты проводили оценки и выступали в роли докладчиков в отношении Австрии, Андорры, Германии, Испании и других государств.

Следует отметить, что российская делегация в ГРЕКО, представитель которой является членом Бюро, занимает с учетом интересов Российской Федерации активную позицию при принятии важных организационных и правовых решений, в том числе по внесению изменений в правила процедуры ГРЕКО и иные документы.

Ежегодно представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают участие в четырех пленарных заседаниях ГРЕКО и четырех заседаниях Бюро ГРЕКО.