Конфискация незаконно нажитого имущества

  • 1 октября 2019, 10:28
Контроль за расходами чиновников как средство противодействия легализации доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений
  Текст

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» с 1 января 2013 года в России введен контроль за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций государственного сектора.

Данный механизм направлен на предупреждение незаконного личного обогащения, и его существование в нашей правовой системе согласуется с признаваемыми на международном уровне стандартами борьбы с коррупцией (прежде всего со статьей 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции).

Названным Федеральным законом установлено, что в случае, если чиновник или члены его семьи в течение года расходуют на приобретение недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг сумму, превышающую общий семейный доход за последних три года, то в отношении такого чиновника принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Этот контроль предполагает проведение специальной проверки, по результатам которой в случае неподтверждения законности происхождения денежных средств прокурор обращается в суд с иском об обращении этого имущества в доход государства. При этом обязанность по доказыванию законности источников денежных средств, за счет которых приобретена собственность, возложена на чиновника.

С момента предоставления соответствующих полномочий Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и включая первый квартал текущего года (с 01.01.2013 по 31.03.2019) прокурорами инициировано свыше 1,5 тыс. процедур контроля, в суды предъявлено 140 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества, в отношении которых чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Это транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения. Общая стоимость такого имущества превысила 17 млрд. руб. За указанный период судами удовлетворено 82 исковых заявления на совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 14 млрд. руб.

В 2018 году по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Федеральный закон от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов осуществления контроля за расходами, а также установлена возможность осуществления органами прокуратуры контроля за расходами в отношении бывших служащих и членов их семьи. Такой контроль возможен в течение шести месяцев со дня увольнения лица (или его освобождения от занимаемой должности).

Кроме того, закон дополнен нормами, предусматривающими возможность обращения в доход государства денежной суммы, эквивалентной стоимости имущества в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, при отсутствии возможности обращения в доход государства такого имущества.

Эти нововведения закрыли «лазейки» для коррупционеров, которые были связаны с возможностью уйти от ответственности в случае увольнения нечистого на руку чиновника, а также в случае реализации незаконно нажитого имущества добросовестным приобретателям.

В 2018 году прокурорами активно реализовывались полномочия по направлению в суды исковых заявлений об обращении имущества, приобретенного на доходы, законность происхождения которых не подтверждена, в доход Российской Федерации.

Так, удовлетворен иск Павловского городского прокурора Нижегородской области об обращении в доход Российской Федерации квартиры стоимостью 4,2 млн. рублей, приобретенной в 2016 году супругой служащего, занимавшего должность начальника межмуниципального отдела по Павловскому, Вачскому и Сосновскому районам управления Росреестра по Нижегородской области. Законность источников средств, за счет которых совершена сделка в ходе контроля за расходами, а также в ходе судебного разбирательства ответчиками не подтверждена.

По итогам рассмотрения в феврале 2018 г. Советским районным судом г. Томска искового заявления прокурора г. Томска к главному государственному налоговому инспектору ИФНС России № 2 по г. Томску и ее супругу об обращении в доход государства приобретенных супругом 4-х объектов недвижимого имущества общей стоимостью 6,3 млн. рублей при совокупном доходе за 3 года в размере 2 595 440 рублей, требования прокурора удовлетворены частично. В доход государства обращена квартира стоимостью почти 3,2 млн. рублей, в отношении остального имущества представлены доказательства о законности доходов, за счет которых совершены сделки. При этом в связи с отчуждением ответчиками до предъявления прокурором иска объектов недвижимости в форме их дарения матери супруга (свекрови), прокурором дополнительно предъявлено исковое заявление о признании 3-х договоров дарения недействительными (ничтожными) сделками, которое удовлетворено судом.

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда оставлено без изменения решение Калининского районного суда об удовлетворении в полном объеме искового заявления прокуратуры края об обращении в доход Российской Федерации жилого помещения (квартиры), приобретенного в мае 2012 года начальником оперативного управления ГУ МВД России по краю на неподтвержденные доходы.

Судом исследованы доказательства, представленные ответчиком, о получении денежных средств от отца (скончавшегося в 2014 году) в размере 1 млн. руб., займа от родственника в размере 800 тыс. руб., денежных накоплений дочери в размере 500 тыс. руб. С учетом отсутствия документального подтверждения передачи денежных средств, а также наличия у данных лиц дохода, позволявшего передать данную денежную сумму на приобретение этого жилого помещения, суд критически оценил позицию ответчика и счел факт законности происхождения денежных средств недоказанным.

В целях сокрытия расходов чиновниками нередко предпринимаются действия по приобретению объектов имущества с указанием в договорах их заниженной стоимости. Несмотря на такие случаи, прокурорам удается доказать фактическую стоимость имущества и обратить его в доход государства.

Например, решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края в 2018 году удовлетворены исковые требования прокурора края к бывшему начальнику отдела следственного управления УМВД России по краю о взыскании стоимости трехкомнатной квартиры в сумме почти 11 млн. рублей, приобретенной ею в 2015 году в г. Москве, по установленной в договоре купли-продажи заниженной цене в размере 2 млн. рублей при совокупном семейном доходе служащей за три года чуть более 3,5 млн. рублей.

Прокурором представлены в судебное заседание содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого объекта недвижимости в размере 13 млн. рублей, кредитный договор, заключенный с ОАО «Сбербанк России», закладная и заключение об оценочной стоимости квартиры, согласно которым залоговая стоимость квартиры составила 11,6 млн. рублей. Судом приняты во внимание, совершение ответчиком других возмездных гражданско-правовых сделок в 2011, 2014 годах, а именно приобретение еще двух квартир в г. Владивостоке, неоднократное получение кредитных средств и их досрочное погашение.

Совершенствование процедур контроля за расходами является следующим шагом по имплементации положений 20 Конвенции ООН против коррупции, согласно которой государство должно рассмотреть возможность принятия таких законодательных мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение.