События

  • 12 января 2016, 18:28
Статья начальника 4 управления Главной военной прокуратуры Шаболтанова И.А. "Уроки истории пересмотру не подлежат" (часть 1)
  Текст

Уроки истории пересмотру не подлежат

Реабилитация нацизма, героизация нацистских преступников зачастую являются проявлениями экстремизма, который представляет собой одну из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества.

Воздействие со стороны внешних и внутренних деструктивных сил, связанное с распространением нацистской идеологии, направлено на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации. Военные прокуроры активно используют свои полномочия в борьбе с этими негативными проявлениями.

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры является проверка архивных уголовных дел советского периода в порядке исполнения Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закона).

По заявлениям заинтересованных лиц пересматриваются уголовные дела не только в отношении репрессированных на территории Российской Федерации советских граждан, но и в отношении иностранных граждан, репрессированных по решению судов СССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против его граждан и интересов.

В соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 6 марта 2001 года № 12/13 «Об организации работы 

по исполнению Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» проверка уголовных дел, в частности, в отношении ностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных за границей, а также военнослужащих неприятельских армий, осужденных на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», отнесена к исключительной компетенции органов военной прокуратуры.

В последние годы военными прокурорами рассматриваются десятки обращений о реабилитации граждан Германии, которые осуждены военными трибуналами как на территории СССР, так и на временно оккупированной территории иностранных государств, воевавших в 1941-1945 годах против Советского Союза. К их числу относятся полицаи, жандармы, военнослужащие охранных полицейских батальонов, карательных батальонов войск СС, владельцы предприятий, на которых эксплуатировались насильно угнанные на каторжные работы в Германию из оккупированных районов советские граждане, а также иные лица, осужденные за общеуголовные преступления или шпионаж в пользу иностранных разведок.

По результатам проверки архивных уголовных дел подавляющее большинство из них признано не подлежащими реабилитации.

В 2015 году реабилитирована ввиду необоснованности привлечения к уголовной ответственности только одна гражданка Германии Беккер Гизела, на момент осуждения 20-летняя домработница. Она обвинялась в участии в антисоветской организации, однако доказательств ее преступной деятельности, кроме факта однократного участия в рождественском ужине в ресторане, где среди присутствовавших находились члены этой организации, в деле не имелось.

В конце 2014 – начале 2015 годов в Главную военную прокуратуру обратился гражданин Германии Хейко Зур. Его интересовал вопрос возможности реабилитации бывших руководителей германской разведки «Абвер» Пикенброка, Штольце и Бентивеньи.

История их осуждения такова.

Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 марта 1952 года бывший начальник германской военной разведки «Абвер-1» генерал-лейтенант Ганс Пикенброк признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 58-6 (шпионаж) УК РСФСР (в ред. 1926 года) и § 1 пункта «а» статьи II Закона № 10 Контрольного Совета в Германии от 20 декабря 1945 года 

«О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и против человечности», и осужден к тюремному заключению сроком на 25 лет без конфискации имущества за отсутствием такового.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 года «О досрочном освобождении германских граждан, осужденных судебными органами СССР за совершенные ими преступления против народов Советского Союза в период войны» Пикенброк 11 октября 1955 года передан в распоряжение правительства ГДР как преступник. В дальнейшем, до своей смерти в 1959 году, он проживал в ФРГ.

Судом Пикенброк признан виновным в том, что, являясь начальником германской военной разведки «Абвер-1», проводил разведывательную деятельность против Советского Союза и принимал активное участие в подготовке и ведении гитлеровской Германией агрессивной войны против СССР.

Пикенброк установил тесный контакт с разведками Финляндии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Японии, обмениваясь с ними разведывательной информацией о Советском Союзе.

Под руководством Пикенброка немецкая разведка активно насаждала свою агентуру в прибалтийских странах и направляла ее деятельность против СССР.

В январе 1941 года Пикенброк получил указание от генерального штаба германской армии о подготовке органов «Абвер» к участию в войне против СССР, активизировал деятельность подчиненных ему разведорганов, направил агентуру в районы демаркационной линии между германскими и советскими войсками в Польше, а также на территорию СССР.

Для руководства разведывательной деятельностью против Советского Союза Пикенброк в мае 1941 года создал специальный штаб под названием «Валли-1». В этот же период он организовал ряд школ по подготовке агентуры, предназначенной для переброски в тыл советских войск с разведывательными заданиями.

В 1941-1943 годах, возглавляя разведывательную деятельность органов «Абвер», Пикенброк неоднократно выезжал в оккупированные районы СССР для инструктажа и инспектирования.

Кроме того, с осени 1943 года до капитуляции Германии Пикенброк находился в составе германской армии на Восточном фронте, где сначала в качестве командира полка, а затем − дивизии участвовал в боях против советских войск в районе Болхова, Орла, Днепра, Киева, Житомира, Винницы и Каменец-Подольска.

Проверкой уголовного дела в Главной военной прокуратуре установлено, что выводы суда о виновности Пикенброка в содеянном подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела.

Из показаний Пикенброка следует, что он, в частности, возглавлял разведывательный орган военной разведки «Абвер-1».

В январе 1941 года в связи с подготовкой фашистской Германии к войне против Советского Союза он направил большие группы агентов на границу с Россией, а также дал указание периферийным отделам «Абверштеллен» усилить шпионскую деятельность.

С 1943 года и до пленения в 1945 году Пикенброк, будучи командиром полка, а затем – командиром пехотной дивизии, участвовал в боях с частями Красной Армии на Восточном фронте в районах Орла, Днепра, Киева, Житомира, Винницы и Каменец-Подольска.

Изобличающие Пикенброка сведения содержатся в показаниях бывших его подчиненных по службе в военном разведывательном органе «Абвер-1» Г. Странского, К.К. Гейслера, Э. Штольце и других, подтвердивших, что именно под руководством Пикенброка проводилась работа по сбору сведений шпионского характера в отношении Советского Союза и частей Красной Армии, которые в последующем направлялись в генеральный штаб.

Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР от 17 января 1952 года бывший военнослужащий гитлеровской армии полковник Эрвин Штольце, 1891 года рождения, арестованный 31 мая 1945 года, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев …», § 1 подпунктами «а», «в», «с» статьи II Закона № 10 Контрольного Совета в Германии от 20 декабря 1945 года «О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и против человечности» и частью 1 статьи 58-6 (шпионаж) УК РСФСР (в редакции 1926 года), и осужден к расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 26 марта 1952 года.

Судом Штольце признан виновным в том, что при подготовке фашистской Германией военного нападения на Советский Союз Штольце руководил украинскими, литовскими и другими буржуазными националистами, состоявшими на службе в немецкой разведке, готовил их для активной борьбы с советской властью, а в период войны с СССР с их участием поднял восстание на территории Западной Украины, создал повстанческие отряды в Литве, Латвии и Эстонии для вооруженной борьбы.

В мае 1941 года Штольце лично организовал специальный разведывательный орган «Штаб-Валли», который в период военных действий фашистской Германии против СССР руководил всей подрывной деятельностью периферийных звеньев «Абвера-2» на советско-германском фронте и обеспечивал взрывчатыми веществами и другими техническими средствами забрасываемые в советский тыл шпионско-диверсионные группы для совершения диверсий на железных дорогах и военных объектах. Он лично принимал участие в организации шпионско-подрывных групп, которые забрасывались на территорию СССР для совершения диверсий и саботажа. В своей шпионско-подрывной и репрессивной деятельности Штольце контактировал с «гестапо».

В ходе уголовного судопроизводства Штольце признал себя виновным в организации и проведении шпионской и диверсионной работы против СССР, которая заключалась в том, что он с конца 1920-х годов имел на связи в качестве агентов бывших генерала царской армии Достовалова и полковника армии Врангеля Дурнова, собиравших сведения экономического и военного характера в отношении СССР и ежемесячно передававших их разведоргану. Перед войной с Советским Союзом он по указанию начальника военной разведки Германии Канариса с целью облегчения захвата Львова немецкими войсками через связного давал практические указания руководителю националистической группы Украины С. Бандере на организацию вооруженного восстания. Однако поднятое во Львове восстание было подавлено советскими войсками в связи с несвоевременным подходом немецких войск.

Кроме того, Штольце показал, что верховным командованием немецко-фашистских войск разведоргану поручалось в разведывательной работе использовать многонациональный состав СССР, который необходимо было привлекать к организации восстаний, диверсий и охраны важных объектов. На Восточном фронте были созданы «Абверкоманды», а при штабе армий – «Абвергруппы», которые формировались из офицеров и солдат. В задачу этих органов входила организация групп и банд для действий в тылу Советской Армии. Для такой деятельности также привлекались военнопленные, которые обучались в специальных лагерях. В «Абверкомандах» и «Абвергруппах» действовало от 200 до 400 агентов, контроль за их деятельностью осуществлялся разведорганом «Абвер-2».

Указанными командами были взорваны железнодорожное полотно на участке Астрахань-Кизляр, железнодорожные линии на Мурманской железной дороге и на Смоленском направлении.

Организованный Штольце в период подготовки нападения Германии на СССР «Штаб Валли 2» обеспечивал диверсионные группы взрывчаткой, техническими средствами и личным составом. Кроме того, Штольце показал, что он выезжал на фронт, где инспектировал работу фронтовых органов «Абвер-2», принимал доклады о проделанной диверсионной работе в тылу советских войск, давал указания о получении применяемых советскими партизанами технических средств и их использовании в диверсионной работе «Абвера». Сотрудничество отдела «Абвер-2» с гестапо заключалось в вербовке и проверке сотрудников, поступающих в разведорган.

 Бывшими коллегами Штольце характеризовался как «наиболее активный абверофицер». Из их показаний следует, что Штольце, будучи вначале руководителем подгруппы «Нацменьшинства» отдела «Абвер-2», а впоследствии постоянным и первым заместителем начальника отдела «Абвер-2», лично возглавлял деятельность украинских националистов, белогвардейцев и других врагов советской власти, активно готовил их к подрывной работе против СССР. В годы Великой Отечественной войны этим отделом забрасывались в советский тыл диверсионные группы и вооруженные отряды для захвата стратегических объектов, в том числе нефтепромыслов в районе г. Грозного.

Приговором военного трибунала Московского военного округа от 9 февраля 1952 года бывший генерал-лейтенант германской армии Франц Бентивеньи, 1896 года рождения, арестованный 17 мая 1945 года, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев …», частью 1 статьи 58-6 (шпионаж) УК РСФСР (в редакции 1926 года) и § 1 подпунктами «а», «б» и «г» статьи II Закона № 10 Контрольного Совета в Германии от 20 декабря 1945 года «О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и против человечности», и по их совокупности с применением положений статьи 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» осужден к 25 годам лишения свободы.