Постановления Европейского суда по правам человека - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 26 июня 2012
В постановлении по делу «Лю против России (№2)» от 26.07.2011 Европейский Суд по правам человека констатировал нарушение властями Российской Федерации статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в несоблюдении права заявителя на уважение семейной жизни ввиду отказа Лю Цзинцай в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также последующего административного выдворения в Китайскую Народную Республику.
Гражданин КНР Лю Цзинцай по частному приглашению в 1995 году въехал на территорию Российской Федерации. Паспортно - визовой службой отдела внутренних дел Советско-Гаванского района Лю Цзинцай было отказано в выдаче разрешения на временное проживание и впоследствии федеральной миграционной службой принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации.
Законность действий и решений должностных лиц ФМС, МВД России и органов внутренних дел Хабаровского края по поводу пребывания на территории Российской Федерации гражданина КНР Лю Цзинцай неоднократно проверялась судами.
Ранее в 2007 году Европейским Судом по первой жалобе Лю Цзинцай (по делу № 42086/05 «Лю против Российской Федерации), было вынесено постановление, которым Европейский Суд констатировал нарушение Российскими властями ст. 8 Конвенции в связи с принятием решения о депортации заявителя в КНР без учета его конвенционного права на уважение семейной жизни и нарушение процессуальных гарантий, установленных Конвенцией.
После вступления в силу данного постановления Российскими судами пересмотрено дело Лю Цзинцай. Окончательное решение принято в 2009 году, заявителю назначено наказание в виде штрафа и он выдворен за пределы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения второй жалобы Европейский Суд пришел к выводу, что вмешательство в право заявителя на уважение семейной жизни (путем отказа в выдаче разрешения на проживание в Российской Федерации) не было необходимым в демократическом обществе и привело к нарушению положений Конвенции.
Признавая административное выдворение заявителя за пределы Российской Федерации не пропорциональным законно преследуемой цели, Суд указал на то, что угроза национальной безопасности не была убедительно установлена, и что, с другой стороны, связь с Россией семьи заявителя была очень крепкой.
Европейский Суд указал на то, что при рассмотрении национальным судом дела, касающегося выдачи разрешения на проживание в Российской Федерации и оформления вида на жительство, не был соблюден баланс интересов в отношении обеспечения национальной безопасности, с одной стороны, и защиты права на уважение частной и семейной жизни, с другой. Суд также отметил, что заявителю не были предоставлены надлежащие и достаточные процессуальные гарантии, и что национальные суды ограничились лишь формальным рассмотрением вопроса законности отказа в выдаче заявителю разрешения на временное проживание и не предоставили надлежащих и достаточных процессуальных гарантий, с тем, чтобы обеспечить соответствие судопроизводства гарантиям, закрепленным в ст. 8 Конвенции.
С целью обеспечения достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства при рассмотрении вопроса о необходимости применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать позицию Европейского Суда, изложенную в Постановлении по данному делу.
При этом следует принимать во внимание, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).
Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности и конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Также не должно противоречить международно-правовым нормам, определяющим, что каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к ней).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
26 июня 2012, 06:00
Информация по делу «Лю против России»
В постановлении по делу «Лю против России (№2)» от 26.07.2011 Европейский Суд по правам человека констатировал нарушение властями Российской Федерации статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в несоблюдении права заявителя на уважение семейной жизни ввиду отказа Лю Цзинцай в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также последующего административного выдворения в Китайскую Народную Республику.
Гражданин КНР Лю Цзинцай по частному приглашению в 1995 году въехал на территорию Российской Федерации. Паспортно - визовой службой отдела внутренних дел Советско-Гаванского района Лю Цзинцай было отказано в выдаче разрешения на временное проживание и впоследствии федеральной миграционной службой принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации.
Законность действий и решений должностных лиц ФМС, МВД России и органов внутренних дел Хабаровского края по поводу пребывания на территории Российской Федерации гражданина КНР Лю Цзинцай неоднократно проверялась судами.
Ранее в 2007 году Европейским Судом по первой жалобе Лю Цзинцай (по делу № 42086/05 «Лю против Российской Федерации), было вынесено постановление, которым Европейский Суд констатировал нарушение Российскими властями ст. 8 Конвенции в связи с принятием решения о депортации заявителя в КНР без учета его конвенционного права на уважение семейной жизни и нарушение процессуальных гарантий, установленных Конвенцией.
После вступления в силу данного постановления Российскими судами пересмотрено дело Лю Цзинцай. Окончательное решение принято в 2009 году, заявителю назначено наказание в виде штрафа и он выдворен за пределы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения второй жалобы Европейский Суд пришел к выводу, что вмешательство в право заявителя на уважение семейной жизни (путем отказа в выдаче разрешения на проживание в Российской Федерации) не было необходимым в демократическом обществе и привело к нарушению положений Конвенции.
Признавая административное выдворение заявителя за пределы Российской Федерации не пропорциональным законно преследуемой цели, Суд указал на то, что угроза национальной безопасности не была убедительно установлена, и что, с другой стороны, связь с Россией семьи заявителя была очень крепкой.
Европейский Суд указал на то, что при рассмотрении национальным судом дела, касающегося выдачи разрешения на проживание в Российской Федерации и оформления вида на жительство, не был соблюден баланс интересов в отношении обеспечения национальной безопасности, с одной стороны, и защиты права на уважение частной и семейной жизни, с другой. Суд также отметил, что заявителю не были предоставлены надлежащие и достаточные процессуальные гарантии, и что национальные суды ограничились лишь формальным рассмотрением вопроса законности отказа в выдаче заявителю разрешения на временное проживание и не предоставили надлежащих и достаточных процессуальных гарантий, с тем, чтобы обеспечить соответствие судопроизводства гарантиям, закрепленным в ст. 8 Конвенции.
С целью обеспечения достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства при рассмотрении вопроса о необходимости применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать позицию Европейского Суда, изложенную в Постановлении по данному делу.
При этом следует принимать во внимание, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).
Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности и конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Также не должно противоречить международно-правовым нормам, определяющим, что каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к ней).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (800) 250-79-78
Телефон: +7 (495) 987-56-56