Документы - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Документы
- 25 июля 2014
Статьей 50.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области без оформления договора на организацию перевозки, предусмотренного законом Тверской области.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в указанной сфере, обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей, поскольку она противоречит актам большей юридической силы.
Решением Тверского областного суда от 28.02.2014 заявление удовлетворено.
Отказывая в удовлетворении апелляционных жалоб заинтересованных лиц, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного законодательства отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Предметы ведения и полномочия в области законодательства об административных правонарушениях разграничены КоАП РФ, а также Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с требованиями статей 1.3, 1.3.1 КоАП РФ, подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ субъектам Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях предоставлено право устанавливать путём принятия соответствующих законов административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, должны содержать конкретные признаки действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения. При этом материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях.
Между тем из содержания рассматриваемой нормы следует, что в самом законе, устанавливающем административную ответственность, не определено материальное основание указанной ответственности.
Юридическая конструкция статьи предоставляет административный простор в правоприменительной практике, позволяет по усмотрению государственных органов и их должностных лиц ставить вопрос о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области без договора с уполномоченным органом власти.
Неопределенность законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и снижает уровень гарантий, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях.
Поскольку статья 50.1 Закона Тверской области не соответствует требованиям федерального законодательства (КоАП РФ), имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, суд первой инстанции имел основания для признания этой нормы недействующей.
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что исходя из полномочий, закрепленных подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона № 184-ФЗ, законодательный орган Тверской области не только вправе, но и обязан регламентировать общественные отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории области.
Однако изложенное не отменяет того требования, что установление административной ответственности за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации должно производиться в системе действующего законодательства, что не было обеспечено при принятии статьи 50.1 Закона Тверской области (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 35-АПГ-1).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура Российской Федерации
25 июля 2014, 14:21
Установление субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных законодательством полномочий административной ответственности должно отвечать требованиям правовой определенности
Статьей 50.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области без оформления договора на организацию перевозки, предусмотренного законом Тверской области.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в указанной сфере, обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей, поскольку она противоречит актам большей юридической силы.
Решением Тверского областного суда от 28.02.2014 заявление удовлетворено.
Отказывая в удовлетворении апелляционных жалоб заинтересованных лиц, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного законодательства отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Предметы ведения и полномочия в области законодательства об административных правонарушениях разграничены КоАП РФ, а также Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с требованиями статей 1.3, 1.3.1 КоАП РФ, подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ субъектам Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях предоставлено право устанавливать путём принятия соответствующих законов административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, должны содержать конкретные признаки действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения. При этом материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях.
Между тем из содержания рассматриваемой нормы следует, что в самом законе, устанавливающем административную ответственность, не определено материальное основание указанной ответственности.
Юридическая конструкция статьи предоставляет административный простор в правоприменительной практике, позволяет по усмотрению государственных органов и их должностных лиц ставить вопрос о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области без договора с уполномоченным органом власти.
Неопределенность законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и снижает уровень гарантий, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях.
Поскольку статья 50.1 Закона Тверской области не соответствует требованиям федерального законодательства (КоАП РФ), имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, суд первой инстанции имел основания для признания этой нормы недействующей.
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что исходя из полномочий, закрепленных подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона № 184-ФЗ, законодательный орган Тверской области не только вправе, но и обязан регламентировать общественные отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории области.
Однако изложенное не отменяет того требования, что установление административной ответственности за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации должно производиться в системе действующего законодательства, что не было обеспечено при принятии статьи 50.1 Закона Тверской области (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 35-АПГ-1).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены